Перейти к основному содержанию

4-й урок.

Положение рабов в Римской республике во II в. до н. э.

Цель урока: показать, что в Риме рабовладение достигло своего наивысшего развития; нигде не было такого количества рабов; нигде эксплуатация рабов не была доведена до такой изощренной жестокости, нигде их положение не было таким тяжелым.

Новое понятие: гладиатор. Продолжается работа над понятием латифундия.

Оборудование урока: картины «В имении римского рабовладельца» и «Бой гладиаторов в Колизее».

Опрос: расскажите о продаже рабов на невольничьем рынке. Почему во II в. до н. э. возрос спрос на рабов в Риме? Покажите, что во II в. до н. э. почти повсюду в хозяйстве Римской республики основной труд был возложен на рабов,

План изучения нового урока

1. «Раб — говорящее орудие».

2. Домашние рабы.

3. Положение рабов в латифундиях.

4. Труд рабов в рудниках.

5. Рабы — гладиаторы.

Учитель начинает урок с показа общей картины бесчеловечного отношения римских рабовладельцев к рабам: у раба нет имени, а только кличка, на шее у него ошейник, как у собаки, с именем господина. Раб не человек, он — полезная вещь, «говорящее орудие». Картина гнусной бесчеловечной жестокости помогает учащимся понять чудовищность рабства и имеет воспитательное значение.

О положении домашних рабов учитель найдет яркий материал в рассказе «Рабство в Риме» из Книги для чтения «Древний Рим» (стр. 64—72). С надругательством над рабом мы встречаемся уже у самого входа в виллу рабовладельца: раба-привратника держат на цепи как собаку. С горькой иронией он говорит: «Трудно решить, к какой породе животных относят меня теперь господа. Я сижу на цепи как собака, выносливостью к побоям стал подобен ослу, а кожа от ударов стала пятнистой, как шкура пантеры». Господ обслуживало множество рабов. В богатом доме была своя сапожная, портняжная, столярная и другие мастерские, все они обслуживались рабами. Когда хозяин или хозяйка выходили из дому, их сопровождала свита красивых здоровых рабов. В рассказе изображена судьба раба. На родине он пользовался глубоким уважением, как известный ученый, по его книгам учились дети и взрослые. Но здесь он раб, который должен покорно и безмолвно переносить унижения, издевательства и побои. Когда он однажды на минуту забыл о том, что он раб, и пытался заступиться за несчастную девушку-рабыню, которую истязала госпожа, он, по приказу взбешенной госпожи, был исхлестан до полусмерти бичами и отправлен на работу в латифундию.

Учитель найдет в рассказе и материал об условиях жизни и труда рабов в латифундиях. Рабы под ударами надсмотрщика от зари до зари взрыхляли землю заступами или мотыгами. В знойное лето и в непогоду они работали почти обнаженные. Пахота сменялась посевом, посев — жатвой, а для рабов все оставалось по-прежнему. Отдыха не полагалось, даже в праздники и в непогоду, когда скот отдыхал, рабов заставляли трудиться. «Раб должен работать или спать», — говорили римляне, постоянно опасаясь, что рабы на досуге могут договориться о бегстве или о выступлении против господ.

Известный политический деятель и писатель Катон, в своей книге о сельском хозяйстве давал советы рабовладельцам, как одевать и кормить рабов, как заставить их больше и лучше работать. У него мы узнаем, что рабы получали на два года рубаху из грубой шерсти и шерстяной плащ для защиты от холода. При получении новой одежды они должны были сдать старые лохмотья, из которых изготовляли лоскутные одеяла. Питание состояло из хлеба, в качестве питья давали кислое вино. В таких условиях раб, проработавший два-три года, становился дряхлым человеком. Но рабовладельцев это не беспокоило. Рабы были дешевы, за два месяца они возмещали расходы, затраченные на их приобретение. Дряхлых, непригодных уже к труду, рабов, Катон рекомендует продавать, чтобы не кормить даром. Нередко старых и больных рабов оставляли умирать с голоду.

После рассказа вывешивается картина «На вилле римского рабовладельца». Учащиеся внимательно рассматривают ее. Затем учитель дает общее описание картины, чередуя свой рассказ

с вопросами учащимся. Перед нами имение рабовладельца: в центре мы видим рабовладельца и управляющего, указывающего рукой на одряхлевшего раба, покорно ожидающего на коленях решения своей участи. На заднем плане, в правом углу, рабы выжимают виноград ручным прессом. Почти обнаженные рабы в кандалах подносят корзины с виноградом. В левом углу — тюрьма для провинившихся рабов; это — подвал с узкими окнами, затянутыми решеткой. Надсмотрщик с дубинкой в руках ведет оттуда на работу закованных в ножные кандалы рабов.

Учащимся предлагаются вопросы: почему вся работа ведется вручную? Какого возраста рабы?

Учитель обращает внимание учащихся на примитивность техники. Он рисует на доске некоторые орудия (мотыгу, заступ, грабли, лопату, серп, вилы и др.) и приводит учащихся к выводу о том, что в латифундиях применялись самые примитивные орудия. Дешевый труд рабов делал ненужным применение лучших орудий.

В учебнике только упоминается о работе в рудниках. Если позволит время, учитель может использовать следующий отрывок из Диодора:

Там хватало работы на все возрасты: дети должны были проникнуть в пустоты горы, мужчины — дробить извлеченную из подземных галерей породу, женщины и старики — вертеть мельничный жернов, чтобы превратить ее в порошок и таким образам добыть золото. Закованные в цепи, они проводили все время в постоянном труде... Пощады не было никому. Не давали передышки ни больным, ни увечным, ни женщинам. Всех заставляли работать под ударами кнута, пока они, изнуренные усталостью, не погибали. (Цитируем по книге «История Древнего мира» под редакцией В. Н. Дьякова и Н. М. Никольского, 1952, стр. 549.),

О страшной жизни гладиаторов в учебнике рассказано подробно, с интересными яркими деталями. Учитель вполне может ограничиться этим материалом. На доске вывешивается картина «Бой гладиаторов в Колизее», и учитель ведет рассказ, иллюстрируя его картиной. Он объясняет устройство цирка (подробное описание можно найти в уже известном Руководстве к таблицам Альбома по древней истории Д. Н. Никифорова), показывая гладиаторов, различавшихся по роду вооружения и способу ведения боя. Он обращает внимание учащихся на балконы амфитеатра, где неистовствуют упоенные кровавым зрелищем праздные зрители. Многие нетерпеливо сигнализируют протянутой рукой, с опущенным вниз большим пальцем: это означает требование, чтобы победившие гладиаторы закололи лежащих на арене побежденных. Эта картина воспроизведена в учебнике Ф. П. Коровкина на 176 стр.

Обобщая свой рассказ, учитель указывает, что в Риме рабовладение достигло своего наивысшего развития; нигде рабский труд не занимал такого исключительного положения в производстве, как в Риме; нигде эксплуатация рабов не была доведена до такой жестокости, нигде их бытовое и правовое положение не было таким тяжелым, как в Риме.

Домашнее задание: выучить по учебнику С. И. Ковалева § 65; по учебнику Ф. П. Коровкина § 64. Составить план рассказа по картинам «На вилле римского рабовладельца» или по картине «Бой гладиаторов» (на выбор) и подготовиться к рассказу по составленному плану. Ответить на вопросы: почему была тяжела жизнь домашних рабов? Расскажите о жизни рабов ,в латифундиях, в рудниках. Как римляне использовали рабов для своих забав?

Покажите, что рабство в Риме достигло своего наивысшего развития.