Перейти к основному содержанию

4-й урок.

Христианство

Цель урока: показать учащимся, что христианство возникло как религия угнетенных масс, разбитых и потерявших веру в свои силы. Христианство одурманивало трудящихся, заставляло забыть о страданиях во имя призрачных благ. Это дало возможность богачам-рабовладельцам превратить христианство в опору своего господства, в средство обмана трудящихся.

На уроке изучаются новые понятия: проповедник, христианин, христианская община, христианская церковь, епископ.

Опрос: какие изменения произошли в государственном строе Империи при Диоклетиане? Какими мерами добился Диоклетиан временного укрепления Империи? Как описывают современники положение народных масс.

План изложения нового материала

1. Причины возникновения христианства.

2. Миф об Иисусе Христе.

3. Распространение христианства и образование христианской церкви.

4. Отношение Римского правительства к христианской церкви.

5. Признание христианства при Константине.

Напомнив о том, что говорилось на прошлом уроке о гонениях на христиан при Диоклетиане, учитель называет тему нового урока и говорит, что учащиеся узнают на уроке, как возникла христианская религия, чему она учила, кому она помогала.

В проведенной беседе учащиеся по записям в своих тетрадях восстанавливают в памяти факты восстаний угнетенных масс против своих угнетателей и жестокого подавления этих восстаний. При помощи учителя они вспоминают, что в I в. н. э. с установлением военной Римской империи рабовладельческий строй укрепился, а положение угнетенных масс ухудшилось и стало безнадежным. Учитель приводит учащихся к выводу, что эти обстоятельства должны были вызвать чувство отчаяния: массы потеряли веру в свои силы и стали ожидать помощи свыше. Среди них стала распространяться вера, что только бог может освободить их от гнета и наказать их мучителей, или здесь на земле, или после смерти в загробном мире.

В восточных провинциях Римской империи, где гнет был особенно тяжелым, появились люди, которые учили, что скоро придет посланный богом спаситель людей — «сын божий», и тогда наступит конец страданиям всех угнетенных и обездоленных. Своими проповедями эти люди привлекали к себе множество сторонников, основывали свои религиозные общины, в которых стали складываться сказания об избавителе-Христе, «сыне божием».

В этом мифе говорилось, что бог, жалея людей, послал на землю Христа, своего сына, который принял человеческий вид и имя Иисус. Он будто бы появился в Палестине в I в. н. э., в правление императора Августа. До тридцати лет он жил незамеченным среди людей, а затем стал выступать перед народом. Он якобы творил чудеса: ходил по морю, как по суше, превращал воду в вино, исцелял больных, воскрешал мертвых. Он учил, что нужно покорно сносить страдания, зато все страдающие и угнетенные после смерти будут наслаждаться вечным блаженством на небе, а все угнетатели будут осуждены на вечные мучения. Вокруг Христа составилась группа учеников. За эту проповедь Иисус Христос был арестован римскими властями, осужден как бунтовщик и распят на кресте, но через три дня «чудесным образом» воскрес. Он явился ученикам, обещал вскоре вновь сойти на землю для суда над людьми и установления вечного царства справедливости, а затем вознесся на небо.

Учитель разъясняет, что в этом мифе нет ни слова правды, в действительности никакого Иисуса Христа не было. В этом мифе повторяются древние восточные сказания о воскресших богах, которые производят суд над душами людей.

Но угнетенные народные массы — рабы, вольноотпущенники, городские бедняки — верили в Иисуса Христа, потому что эта вера давала им надежду на радостную загробную жизнь.

Для закрепления можно провести беседу по следующим вопросам: почему в I в. н. э. народные массы Римской империи потеряли веру в свои силы и стали ожидать помощи свыше? Чему учили проповедники? Каково содержание мифа о Христе? На основании чего мы утверждаем, что это сказка, вымысел? Почему рабы и бедняки поверили в Иисуса Христа?

В рассказе о христианских общинах I в. н. э. нужно подчеркнуть, что раннее христианство было религией угнетенных масс. Это оказалось в осуждении богатых и в составе христианских общин. Поэтому общины привлекали большое количество рабов и свободной бедноты. Христианские общины скоро возникли во всех городах Империи. Однако уже тогда христианство звало не к революционной борьбе, а к терпению и покорности.

Чтобы подвести учащихся к образованию христианской церкви, учитель предлагает вспомнить, в каком состоянии находилась Римская империя во II—III вв. н. э. Учащиеся укажут на упадок хозяйственной жизни, восстания, солдатские мятежи, вторжение «варваров». Обобщив ответы, учитель укажет, что среди богатых людей царили растерянность и отчаяние, поэтому многие состоятельные люди также искали утешение в христианстве и вступали в христианские общины.

С изменением социального состава христианских общин богачи стали приобретать все большее влияние среди христиан. Из их числа выбирали священников, которые руководили молитвенными собраниями христиан, и епископов — наблюдателей за делами общин целых областей. Епископы стали собираться на съезды. Постановления, которые выносились на этих съездах, были обязательны для всех христианских общин. В результате деятельности епископов и съездов, христианские общины стали сливаться и во II—III вв. образовали единую мощную, охватывающую всю Империю организацию — христианскую церковь.

Произошли изменения и в учении христианства, которое стало требовать от верующих подчинения рабов своим господам.

Для закрепления материала учитель проводит беседу примерно по следующим вопросам: из кого состояли христианские общины в I в. н. э.? Чем общины привлекали рабов и свободных бедняков? Как изменился состав христианских общин во II—III вв.? Почему? Какое влияние оказали эти изменения на христианское учение и организацию христианских общин? Что такое христианская церковь? Когда и как она была создана?

Причиной массовых преследований христиан римским правительством в III в. были рост недовольства и усиление революционного движения в Империи, вследствие чего правительство стало особенно подозрительно относиться ко всяким неразрешенным организациям. К тому же христиане отказывались поклоняться римским богам и императору. Поэтому, несмотря на то, что христианство призывало к покорности и смирению, христиан преследовали. Самое сильное гонение на христиан, продолжавшееся несколько лет, было при Диоклетиане.

Дальше учитель сообщает, что при новом императоре Константине гонения на христиан прекратились. Причину, побудившую Константина не только признать христианство, но всячески покровительствовать христианской церкви, учитель объясняет по учебнику. Несколько подробнее можно остановиться на роли христианства после того, как оно стало государственной религией. Христианская церковь стала мощным орудием рабовладельческого государства, она отныне помогала государству держать в повиновении и угнетать народ, она преследовала другие религии, она яростно боролась против науки и искусства.

Ввиду сложности материала целесообразно закончить урок краткой формулировкой основных положений урока.

Домашнее задание: выучить по учебнику С. И. Ковалева § 77; по учебнику Ф. П. Коровкина § 78. Ответить на вопросы: каковы были причины распространения среди угнетенных масс веры в скорое пришествие могущественного бога-избавителя? Каков был первоначальный состав христианских общин? Как он изменился в дальнейшем? Что в христианском учении привлекало бедняков? Богатых? Что называется христианской церковью?

Далее читайте:

Христианство (подшивка определений понятия)