Перейти к основному содержанию

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мне выпала большая честь: быть делегатом XXVII съезда КПСС. После съезда я часто встречался с юными и взрослыми читателям. Рассказывал о своих впечатлениях, настойчиво подчёркивал, что на знамени партийного форума были начертаны слова – правда, прогресс... Да, съезд провозгласил правду святым критерием оценок всего, что свершается. Правда, только правда имеет право голоса и на страницах книг. Не правда случайного факта, поспешного, поверхностного впечатления, а истина, олицетворяющая собой значительные явления, жизни человека, семьи, школы, страны... Истина, не допускающая ни отвлекающего от её сути лакировочного глянца, ни столь же отвлекающих, искажающих её искусственных теней. Писатель, думается, должен видеть события не сквозь стёкла бинокля, то неестественно уменьшающие всё происходящее вокруг, то неестественно увеличивающие. Его взор должен быть точным, справедливым по отношению к людям, событиям, обществу. И конечно, по отношению к тем, кому страна доверила своё молодое поколение, а стало быть, в значительной степени и своё грядущее. Иван Синицын страстно мечтает о таком именно отношении

[3]

к благородному, я бы сказал, подвижническому труду воспитателей юных граждан.

Школа, учитель... Это слова-символы, и их можно было бы, на мой взгляд, писать с буквы заглавной. Ибо убеждённо мы называем учителем того, кто одаривает нас не только знаниями, но и своим опытом, нравственным кислородом своих принципов, направляет по верному жизненному курсу. Того, кто учит в самом высоком смысле! А под школой мы разумеем и школу жизни (потому-то и дал Аркадий Гайдар имя «Школа» одному из лучших своих творений).

Иван Синицын, создавая свои талантливые публицистические произведения, мечтает именно о таком учителе, о такой школе.

«Плоха та семья, которая ничего не видит за порогом своего дома», – писал А. И. Герцен. Плохи и те школы, которые ничего не видят за своим порогом, ибо должны быть тысячами незримых нитей связаны со всей окружающей их жизнью. Не стоит, даже употребляя «модный» глагол, говорить, что большая жизнь призвана «вторгаться» в школьные классы – она призвана быть там постоянно прописанной. Слово «вторжение» предполагает приход чего-то нежеланного, недружественного... А большая жизнь нашей страны – главный и самый мудрый учитель и воспитуемых и воспитателей! Вот что писал Л. Н. Толстой: «Школа есть одна из тех органических частей государства, которая не может быть рассматриваема и оценяема отдельно, ибо достоинство её состоит только в большей или меньшей соответственности её остальным частям государства. Школа хороша только тогда, когда она сознала те основные законы, которыми живёт народ».

[4]

Необходимость нерасторжимого союза школы со всей жизнью страны, народа – одно из основных писательских и педагогических убеждений Ивана Синицына. Именно о такой нерасторжимости он мечтает.

Я сказал «мечтает»... Но этот глагол не может полностью определить писательской и гражданской позиции публициста: он одержимо борется за то, о чём мечтает (вспомним его книги, его очерки и раздумья на страницах «Нашего современника» и других журналов, газет).

Та публицистика, которая вошла в новый сборник, – это проповедь идей коммунистической нравственности, это не только повествование о «школе радости», но прежде всего повествование о борьбе за такую школу, о том, как, какой ценой завоёвываются педагогические успехи, какими (порой столь нелёгкими!) дорогами к ним приходят.

Иногда тему нравственности в литературе, так сказать, вычленяют в некую особую форму. Но это неверно, ибо мораль – понятие всеобъемлющее и неделимое: трудно, в самом деле, представить себе, что человек, аморально ведущий себя, допустим, по отношению к родной матери, будет высокоморальным в заводском цехе, на колхозном поле или на поле боя. Вспомним слова В. И. Ленина: «Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодёжи было воспитанием в ней коммунистической морали». Эта мысль должна быть, я уверен, воспринята как завет всеми писателями, а прежде всего теми, которые отдают себя детству, отрочеству и юности. Как святой завет воспринята она и Иваном Синицыным.

Не буду пересказывать содержание очерков, включённых

[5]

в новый сборник: не хочу отбирать у читателей удовольствие, так сказать, личного знакомства с этими произведениями, знакомства, которое, я уверен, будет очень интересным, волнующим. Но подчеркну ещё вот что... Иван Синицын неустанно утверждает: главным воспитателем должен быть труд. Он имеет в виду и труд производственный, и труд души человеческой, которая, по слову поэта, «обязана трудиться и день и ночь». Вновь обращусь к А. И. Герцену... Эпиграфом ко всему сборнику могли бы, думается мне, быть его слова: «Только труд даёт душевное здоровье».

В добром и самоотверженном сражении за это здоровье, за счастье юных поколений, которые мы именуем своим грядущим днём, черпает Иван Синицын силы и творческое вдохновение.

Анатолий Алексин

[6]