Перейти к основному содержанию

«К этой [математической] теории [о безконечном] мы обращаемся часто, чтоб по возможности правильно и точно объяснить отношения тварей к Творцу, в собственном смысле непостижимые и необъяснимые.

Неспособна к такому объяснению ни одна наука, кроме математики.

Она, одна она, доказывая неприступность бесконечного к постижению его, ставит в правильные отношения к нему все числа, то есть все виды тварей».

Своими словами святитель Игнатий желает подчеркнуть ограниченность всего тварного, принципиально несоизмеримого с Творцом, как несоизмеримо, например, с бесконечностью любое число на числовой оси. Следует также обратить внимание читателя, что в дальнейшем своем рассуждении святитель Игнатий часто употребляет вместо слов «тварное» и «творение» слова «число» и «числа». И в этом контексте, слово «Творец», или «Безконечное существо» заменяет просто словом «бесконечность».

Употребление слов «число» и «безконечность» из языка «идеальной» науки – математики, имеет для Святителя то удобство, что позволяет более кратко и наглядно показать ограниченность всего сотворенного, по сравнению с безконечностью, неограниченностью и всемогуществом Творца. Тем более, как мы увидим, для святителя Игнатия, несущественны различия между материальными и идеальными явлениями, поскольку те и другие сотворены и лишены самостоятельного существования, кроме как во Творце 47.

Напомним кстати, что христианство суть единственная религия, в которой тварная ограниченная Вселенная находится в Боге, а не Бог находится во Вселенной, как у разнообразных адептов «космического разума».

___________

47. Взгляд святителя Игнатия близок в данном случае к философской концепции англиканского епископа Джорджа Беркли, изложенной далее в главе «Философия, поместившая в центр мира человека, или От епископа к директору гимназии» раздел: «Мир как представление. Вот только чье?».