Перейти к основному содержанию

«Если так, то сотворение мира Богом есть математическая необходимость и истина.

Сколько верна эта истина, столько верна и та истина, что мироздание, как дело Ума неограниченного, не может быть постигнуто, обсуждено и проверено ограниченным умом человеческим.

Первую истину открывает человекам, заодно с наукою, Божественное Писание; на основании второй истины человеческий разум не имеет ни права, ни возможности отвергать того повéдения [повествования, сведения] о миросотворении, которое читаем в Книге Бытия.

Это опять подтверждает наука. С неба гремит нам апостол Иоанн Богослов:

‒ В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1:1).

Математика отвечает с земли:

‒ Истина, всесвятая Истина! Иначе быть не может.

Таково свойство безконечного: оно, одно оно, живет в себе и собою.

Оно ‒ саможизнь.

Действия его на числа, как бы ни были громадны, не имеют и не могут иметь никакого влияния на образ существования безконечного, отделенного от всех тварей безконечным различием, существующего среди тварей вполне независимо от тварей и несмесно с ними.

Нет никакого сходства между существованием и существованием.

Опять гремит Богослов:

‒ Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3).

И опять отвечает математика:

‒ Истина, всесвятая Истина! явления, как и числа, должны иметь свой источник, источник неиссякаемый, ‒ и такой источник есть безконечное, есть Бог!

‒ Бога никтоже виде нигдеже, ‒ продолжает провозглашать человечеству небесный вестник (Ин. 1:18), и опять в сретение его исповедует математика:

‒ Истина, всесвятая Истина! По безконечному различию, которым отличается безконечное от всякого числа, нет возможности никакому ограниченному существу, как бы оно ни было возвышено, видеть Бога ни чувственным зрением, ни постижением ума!

Бог пребывает в свете неприступном во всех отношениях, сказал Апостол» (ср.: 1 Тим. 6:16).