Перейти к основному содержанию

«Желательно, чтобы кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество Православной Церкви и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах.

Мудрец греческий Платон воспрещал упражнение в философии без предварительного изучения математики.

Верный взгляд на дело!

Без предварительного изучения математики с зиждущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы.

Многие, признающие себя сведущими в философии, но не знакомые с математикою и естественными науками, встречая в сочинениях материалистов произвольные мечты и гипотезы, никак не могут отличить их от знаний, составляющих собственность науки,

никак не могут дать удовлетворительного отзыва и опровержения на самый нелепый бред какого-либо мечтателя, очень часто сами увлекаются этим бредом в заблуждение, признав его доказанною истиною».

Задача, поставленная перед православными христианами святителем Игнатием – даровать миру истинную философию, − начинает решаться сегодня.

В эпоху, когда эта задача была поставлена, она могла быть осознана лишь единицами, да и сейчас саму насущность ее постановки понимают немногие. А тогда широкими научными и особенно околонаучными массами целиком и полностью владело «научное мировоззрение».

Нам будет теперь понятнее накал идеологической борьбы, которая велась в те годы в среде русских ученых за истолкование их работ в христианском или антихристианском ключе. Россия была крепким орешком для всемирного антихристианского интернационала, в ней еще оставались православные мыслители и в ученой среде.

Особенно силен был накал этой борьбы, как мы увидим в книге «Наука и техника Российской Империи при Николае II», среди представителей самой абстрактной из наук – математики. «Изучившие глубоко математику всегда признавали не только Бога, но и христианство».