Сказанное в этом «Необходимом предуведомлении» служит посильным ответом на возможный вопрос, почему же феноменальный расцвет народного образования и научно-технические достижения Российской Империи в эпоху Николая II, к рассказу о которых мы сейчас непосредственно переходим, равно как и многие иные ее успехи, не смогли предотвратить катастрофу революции 1917 года. И это не смотря на то, что только в России еще в XIX веке, были религиозные философы, далеко опередившие свое время.
«Обожествленный» прогресс принес свои плоды. Об этом сказал еще Иван Сергеевич Аксаков:
«Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом;
цивилизация завершается одичанием;
свобода – деспотизмом и рабством.
Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет – уже совлекает – с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином» 54.
В духовном ослеплении, а вернее – одичании, в котором пребывало подавляющее большинство «образованного» русского (впрочем как и европейского) общества конца XIX – начала XX века, во многом благодаря вышерассмотренной «научной картине мира», когда реальное отождествлялось только с вещественным, то есть материальным, − никакие усилия русской самодержавной власти не могли быть поставлены этим обществом ей в заслугу.
В этой «научной картине мира» не было место Богу, и не было место Его Помазаннику.
___________
54. Аксаков И.С. Христианство и современный прогресс. //На запросы духа. Сост. А. Палицкий. - Пг., 1914.