Перейти к основному содержанию

Необходимость новой концепции образования, в которой оно перестает быть способом воспроизводства элиты, но становится фундаментом всей жизни нации, страны и ее народа, к началу XX века стала очевидна. Так же очевидна, стала необходимость реформы, как системы образования, так и государственной образовательной политики. По сути, речь шла о замене всей предыдущей модели образования, то есть, как модно говорить сейчас, о смене парадигмы.

Из дальнейшего изложения будет видно, как Государь Николай II сумел решить все эти проблемы, в кратчайший по меркам истории срок, не прибегая ни к каким столь привычным советским людям авральным мерам. Повторим еще раз, что за неполных два десятилетия в стране было создано лучшее в мире естественнонаучное образование, всеобъемлющая система профессионального образования, единая система образования, на полвека опередившая европейские, и практически решена проблема поголовной грамотности быстро растущего населения.

На совершенно иной уровень было поставлено государственно-общественное управлением образованием. Родители, в лице родительских комитетов, в первый (и последний!) в истории России раз получили законодательную возможность влиять на процесс образования и воспитания подрастающего поколения. Русская школа начала становиться центром общественной жизни. Подробнее об этом будет рассказано в главе, посвященной управлению образованием в России до и после Февраля 1917 года.

В самом начале своего царствования, с государственной ясностью осознав значение этих вопросов и поставив соответствующие задачи, Николай II до последних дней своего правления спокойно и неуклонно шел по пути их решения. Подвергаясь при этом, нападкам и справа и слева, и оставаясь непонятым почти никем вплоть до наших дней.

Николай II видел возможность будущности России только на путях народной монархии, государства-семьи, с Государем-отцом во главе. Поэтому уделял особое внимание привлечению родителей и здоровой части общества к вопросам образования. Именно в сочетании активной единой государственной политики с ответными усилиями семьи и общества Он справедливо полагал возможным найти решение проблемы быстрейшего движения России по пути реального научно-технического прогресса, при сохранении традиции православного Царства.

И сейчас можно с несомненностью констатировать, что если бы русское общество и народ в начале XX века, оставались бы «обществом» и «народом» в понимании православного человека, каковым был, в частности, Государь Император Николай II Александрович, то все стоящие перед Россией задачи были бы блистательно решены. И единая и неделимая православная Российская Империя занимала бы сейчас причитающееся ей место в мире.

К общему несчастью нашему, годы правления Николая Александровича (особенно первые десятилетия XX века) стали временем искажения и смешения смысла многих понятий. В том числе таких основных понятий, как например «общество», «народ», «государство», «верховная власть». Употребляя их в личном и публичном пространстве империи, представители разных партий, общественных страт, политических и духовных течений стали вкладывать смыслы «ортогональные» друг другу. Так что в диалоге с собеседником, произнося одни и те же слова, не могли уже понять друг друга.

Исчез, выветрился тот русский народный дух, который за сто лет до этого своим дуновением смел с лица земли величайшую армию мира, возглавляемую величайшим полководцем.

Русское царство разделилось само в себе, устоять оно не могло.

Задачи, которые ставил перед собой и успешно решал наш великий и непонятый Государь, − задачи, которые другими даже не осознавались, − в тех условиях не имели решения 187. Не только политического, государственного и военного.

К рассмотрению двойных и тройных смыслов понятий «общество», «народ», «враги народа» мы еще вернемся, а сейчас рассмотрим реальный вклад Императора и его немногих верных единомышленников в создание отечественного образовательного и научного потенциала.

Сначала рассмотрим саму структуру образования в Российской Империи.

_____

187. См.: Цусима – знамение конца русской истории. Том II. Книга 3. Часть пятая. Глава 12: Цусима с точки зрения вечности. Раздел: Метафизическая невозможность победы 2-й эскадры. С. 657-658.