Перейти к основному содержанию

ДВА ПУТИ НАШЕЙ ШКОЛЫ 1

Есть два пути развития современной отечественной школы.

Первый — через воспитание национального и государственного самосознания гражданина России. Второй — путь утверждения эгоистической личности, духа торгашества и еще более — формирование колониального сознания. По какому из них пойдет школа?

В Российской академии образования теперь уже год назад состоялось обсуждение новой раскладки учебных часов по разным областям знаний курса средней школы. С завидным усердием умозрительно рассуждали ученые мужи, сколько часов отвести одному или другому предмету. И мало кого взволновало, что из этой раскладки часов исчезли названия двух основных универсальных гуманитарных предметов — русского языка и литературы. Вместо них (так следовало из документа) значилось: "родной язык", "искусство".

К счастью, в конце концов все же возобладал здравый смысл, и "раскладка" тогда не была утверждена, ее предложили доработать. Но не будем обольщаться, так как сам факт серьезного обсуждения такого рода документа, в котором предмет нашей национальной гордости — русский язык — не был назван своим именем, а литература вообще не была обозначена, — знаменателен. Это свидетельствует о том, что нынешняя средняя школа, двигаясь по пути "демократических" реформ, уже сошла с рельсов народного образования и катится в сторону от государственных и национальных задач.

За невинной на первый взгляд подменой предмета "литература" определением области, сферы, к которой она принадлежит, легко обнаруживается катастрофическое недомыслие.

Правда, наша система среднего образования до сих пор не имеет утвержденной базовой концепции, т. е. системы принципов,

_____________

1. Впервые под названием: "Ревнители антинародного образования" — в "Литературной России". 25.06.93. № 24—25 (1584—1585). 

[5]

дающей возможность предположить, как будут направляться чувства, душа и развивающийся разум ребенка, чтобы получился человек, глубоко понимающий свою ответственность перед людьми и Землей, на которой он рожден. Все это так. Но отсутствие в обсуждаемом раскладе часов предмета "литература" вообще исключает возможность любой научной концепции образования.

Говорить об этом среди людей просвещенных — значило бы ломиться в открытые двери. Но приходится повторять азбучные истины, ибо среди наших специалистов по школе, увы, немало новоявленных "реформаторов", презирающих традиции русской школы. Им невдомек, что литература, принадлежа к области искусства, вместе с тем шире этого понятия, равно как и "объемней" и значительней по своей роли в жизни общества, чем любое искусство. Этим я не хочу сказать, что иные искусства — изобразительное, музыка и т. д. — менее важны для становления человека. Однако ни одно из них в той мере, как литература, не способно выразить сокровенные глубины человеческого духа.

Уничтожая самостоятельное, определяющее значение предмета "литература", как бы растворяя ее в общей массе искусств, можно лишь катастрофически снизить ее роль в формировании личности школьника. Дело в том, что литература как предмет неразрывно связана с формированием языковой личности, т. е. по существу с формированием основной, общей для всех дисциплин, способности мыслить. Ущемление предмета "литература", неправомерное лишение его самостоятельности, растворение его в разделе "искусство" неизбежно скажутся на общем умственном уровне школьников, будут постепенно способствовать деградации: мыслительных способностей, логического мышления, а также воображения, гуманного отношения к миру и человеку, экологического мировоззрения, психологического мышления и т. д.

Нельзя забывать, что литература формирует человеческое восприятие истории, учит осознавать мысли и чувства людей других эпох.

Главное же, что речь идет не о литературе вообще, а прежде всего о русской литературе. Ее духовное значение признано всем культурным миром. Речь идет о литературе, служившей и служащей питательной средой многочисленных литератур народов России.

Умаление роли литературы есть акция антигосударственная, есть сознательное или бессознательное движение к разрушению культурных и духовных внутригосударственных связей.

Значение литературы в духовной жизни русского народа всегда было определяющим. Посягнуть на нее — значит поднять руку на духовный источник народа, значит проявить антинародную, антирусскую позицию.

Это действительно так, потому что русская литература — это одновременно история формирования национального самосознания и национальных идеалов.

[6]

Это действительно так, потому что русская литература — это средоточие наших духовных святынь, без которых немыслимы самосознание и свобода русского человека.

Можно ли воспрепятствовать усилиям подобного рода? Можно и нужно. Для этого прежде всего необходима исходящая из государственных и национальных интересов концепция литературного образования в средней школе. Она-то и определит значение и место предмета "литература" в школе, основные цели и задачи ее изучения и условия, для этого необходимые.

Комиссия по вопросам преподавания литературы и русского языка в средней школе при Отделении литературы и языка Российской Академии наук разработала концепцию литературного образования 1.

В чем смысл этой концепции? Она по-новому отвечает на вопрос, что значит литература, определяет ее как самоценное явление, концентрированное выражение в образном, художественном слове прежде всего духовно-эстетического опыта освоения мира. Таким образом, значение этой школьной дисциплины осмысляется несравненно глубже и шире, чем ранее. Оно не сводится к формуле "учебник жизни", к освоению исторических понятий и представлений, к утилитарно-практическому осознанию действительности, не ограничивается воспитательно-назидательным значением. В образной форме истинных литературно-художественных произведений, утверждает концепция, гармонически сливаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейные и нравственные начала освоения жизни.

Такой взгляд на предмет существенно меняет отношение к нему: литература перестает быть лишь инструментом педагогического (и прежде всего идеологического) воздействия и рассматривается как необходимое условие духовного бытия человека, способствующее становлению его личности, развитию духовных и умственных сил. Путь к формированию "через литературу" гражданского, национального самосознания и патриотического долга, возникающего на основе чувства родного языка, родной природы и отечественной истории, лежит через пестование национального достоинства, опирающегося на духовный потенциал народа.

Отсюда проистекает и новое отношение к трем важнейшим гуманитарным предметам: русскому языку, российской истории и отечественной литературе. Основой их восприятия должна стать духовность. Но этим не все еще сказано. Именно: это русский язык, преподаваемый широко, с любовью к живому русскому слову; это российская история, проникнутая бережным отношением и любовью к прошлому своего Отечества; это русская литера-

__________

1. См. "Русский вестник", № 13, 1993, а также "Словесник", № 1—2, 1993.

[7]

тура, рассмотренная и поданная со стороны ее национальных ценностей и идеалов.

Особенное место в концепции отводится писателям-классикам, имеющим определяющее значение для формирования национального самосознания и становления личности школьника.

При этом признается безусловным, что путь к общечеловеческой культуре лежит через формирование национального самосознания, а затем через его расширение — к культуре мировой.

Все это, утверждаемое в концепции, вывело из себя ревнителей антинародного образования, и они в лице "министерских дам"

— встали стеной против того, чтобы довести до российских учителей документ, определяющий направление, систему принципов и целей литературного образования.

Одна из них при обсуждении концепции на Всероссийском семинаре заявила: "...Тут говорили о национальном самосознании

— а нам не надо тянуть в школу национализм"; "...Литература явление самостоятельное —- при чем тут воспитательная роль?" Комментарии излишни! А на одном из недавних заседаний по обсуждению журнала "Литература в школе" она же высказалась не менее странно: "...Надо прекратить давление на школу: раньше ей навязывали идеологию, а теперь так же навязывают духовность... Товарищи ученые, — возгласила она затем, — ну помогите понять нам, что же это такое — духовность?" Вот так-то!

Кто же этот человек, явно не понимающий значения слова "национализм", не имеющий представления о том, что такое духовность, невежественно рассматривающий идеологию и духовность как понятия одного ряда? Этот человек... главный специалист (!!!) по литературе Министерства образования России Т. А. Калганова, запретившая публиковать концепцию в журнале "Литература в школе". Она — одна из тех, кто командует министерской прессой, говоря словами незабвенного Н. Щедрина, действует по принципу "закрыть Америку" или, как выразился знаменитый будочник Глеба Успенского, "тащить и не пущать!". Бедное Министерство образования, не поэтому ли из недр этого ведомства зачастую исходят идеи, соответствующие воспитанию именно "колониальной личности"?

В то время когда в Российской академии образования ученые мужи серьезно обсуждали обезглавленную "раскладку" школьных областей знаний, в Институте истории РАН состоялось совещание по вопросам концепции школьного учебника истории. Факт сам по себе отрадный. К чести Отделения истории РАН надо сказать, что многие ученые-историки вызывают глубокое уважение взвешенным, научным подходом к проблемам исторического образования.

Однако и здесь "утверждали" свой опыт министерские чиновники. Так, выступая во время открытия совещания с направ-

[8]

ляющей речью, заместитель министра образования России В. К. Бацын заявил, что задача школы формирование "новой ментальности" и "толерантного сознания", и как-то странно обошел вопросы о воспитании исторического мышления, нравственности, национального Достоинства и патриотизма. Более того, он высказал "гениальную" мысль о необходимости внедрения в школе некоего "общеевропейского самосознания". Но вершиной его "толерантности" были слова о том, что русский язык якобы являлся до сих пор "орудием милитаристской (!) общности", а у самой России — сплошь милитаристское прошлое. Так сказать о тысячелетней мучительной истории самозащиты родной страны?!

Аудитория оказалась грамотной. Она бурно отвергла эти невежественные инсинуации заместителя министра, исполненные антирусского бесстыдства. Но стоит ли особенно радоваться? Ведь все это свидетельствует о том, что в верхних эшелонах школьного руководства не понимают простой истины: путь к общечеловеческой истории и культуре идет через формирование национального самосознания и затем - через его расширение — до осознания себя частью человечества.

Именно поэтому иные руководители пытаются в угоду чьим-то чужим интересам перестроить преподавание истории в школе, приспосабливаясь к чуждой нам идее всеядности и "плюрализма". Они ищут средств, чтобы растворить историю нашего Отечества в общем курсе школьной истории человеческой цивилизации, подрывая тем самым основы формирования здорового национального самосознания нового поколения, готовя почву для воспитания колониального сознания. К этому тянут. Может быть, и вытянут на нашу беду?..

[9]