Перейти к основному содержанию

Не есть ли достойная цель и смысл нашей жизни — утверждать из рода в род великие откровения русского национализма? Всеконечно и непременно.

Как не любить благодатную идею отечественного единения и согласия, святое ощущение высокого долга и свою причастность через него к этой великой идее? Как не восторгаться тому глубокому, от корней народных идущему деятельному стремлению к Высокому, к Богу, к правде-истине и правде-справедливости, к идее Божьего государства, олицетворяющего в русском сознании бескорыстие, любовь, добро и красоту? Как не чтить великую веру предков, исполненную человеколюбия? Как не беречь, не лелеять идею праведной, доброй семьи, где совет да любовь? Как не восхищаться слаженностью и красотой той идеальной личности, которая сотворена мыслью народа и олицетворяет добротолюбие, духовную и телесную слаженность, "чинность", почтительность к предкам, смелость в благородных дерзаниях и смиренность, проистекающую из глубокого ощущения высоты истинно прекрасного духовного бытия и блага общечеловеческого единения?

В чем же наша задача? Неверно было бы забывать мудро сказанное. Вог оно: "Стать русскими во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой" 3. "...Если национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое

____________

3. Достоевский Ф. М. Указ. изд. Т. 25. С. 23.

 [41]

единение, то, значит, вся наша выгода в том, чтобы всем, прекратив все раздоры до времени, стать поскорее русскими и национальными" 1.

Отсюда и цель: возродить русскую национальную школу, дать в ней развитие идеям русского национализма. Тем и обеспечим будущее своего народа как самобытного, равноправного и достойного участника всечеловеческого земного бытия. Это значит — необходимо поддерживать и развивать в отечественном образовании все то прекрасное, что заложено в русском национализме, в русской идее. В этом смысл существования нашей школы. Ее плодотворная деятельность возможна лишь в лоне русской культуры (от древности до наших дней) в русле духовных образовательных и воспитательных традиций. Эти традиции всегда были чужды утилитарно-прагматического подхода к народному просвещению: воспитывать знающих строителей (чего угодно!). Основное в них было связано с духовным формированием личности, со становлением человеческого в человеке.

Наши древние предки понимали значение школы гораздо шире, чем мы, грешные, и состояло оно — в воспитании доброумного, совестливого человека, соблюдающего благочестивые человеческие установления. "Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считали необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о "христианском жительстве", о том, как подобает жить христианам. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были "строение душевное - учение о долге душевном, или дело спасения души, строение мирское —наука о гражданском общежитии и строение домовное - наука о хозяйственном домоводстве" 2.

Древнерусский человек отлично чувствовал справедливость слов митрополита Илариона: "Прежде закон, а потом благодать...". Мысль эта входила в сознание наших предков с азбукой: "Аз, буки, веди, глагол, добро..." — твердили, еще не все осознавая, уста ребенка. Подсознание же воспринимало: я — буквы —      узнаю — творю — добро... Знание — добро, учение — свет... Дитя и входило в мир с подсознательным ожиданием света, который воссияет в его уме, когда он исполнится мудростью знания, верою и силою духа... Ребенок молился и, молясь, просил избавить его от дурных соблазнов, он обращался к Богу с просьбой на земле явить Его добрую волю.

Все существо малыша было еще до школы в известном от-ношении подготовлено к мысли о добре и к отрицанию зла. Разные были семьи, но вряд ли в какой садились за стол, ложились спать или поднимались, не помолясь Богу. И хотя просили и о насущном хлебе, еще более — произносили исполненные благодарности слова ко Всевышнему, воплощающему доброе

_______________

1. Достоевский Ф. М. Указ. изд. Т. 25. С. 20.

2. Ключевский В. О. Два воспитания // Ключевский В. О. Указ изд. Там же. С. 9.

[42]

и прекрасное — любовь. "Да святится Имя Твое, да приидет царствие Твое", — шептали детские уста. Молитва, благодарение Богу — вот основа мироотношения многих поколений русских, воспитывавшихся некогда в детские годы в отечественных школах. И что это были за люди! Невольно вспомнишь лермонтовское: "Богатыри — не вы!.." Откуда в тех такая способность служить Родине, народу, человечеству? Ответ очевиден. Ведь "строй ума у ребенка, которого первые слова были Бог, тятя, мама, будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были деньги, наряд или выгода... Отец или мать, которые предаются восторгам радости при получении денег или семейных выгод, устраивают жизнь своих детей иначе, чем те, которые при детях позволяют себе умиление и восторг только при бескорыстном сочувствии с добром и правдою человеческою" 1. Так справедливо думал А. С. Хомяков, выражая взгляд на русскую семью.

Да, важнейшая задача нашего образования, содействовать всеми силами национальному семейному воспитанию, восстановлению традиций русской семьи. Именно этому открыто противостоят сегодня средства массовой информации, внедряющие торгашеский, продажный, расхристанный стиль даже во внешние формы личных человеческих и семейных отношений.

Главное же трагическое обстоятельство — это сиротское положение наших детей. Большинство из них воспитывается при матерях, вынужденно отдающих себя труду вне семьи. Там, на стороне, расплескивают и расточают эти матери свои силы и чувства, и, как правило, недодают детям ничем не восполнимой материнской ласки и внимания. Дети не получают того, что ранее легко формировалось в русских семьях, — естественной и безусловной способности решительно отличать добро от зла. И в этом — одна из коренных причин трагического развала в нашем просвещении.

Русская школа должна начинаться с русской семьи, и при этом "чисто семейному воспитанию должны быть возвращены права, которых оно теперь лишено"2. Эта семья — не просто семейный союз двух россиян, но союз освященный, проникнутый в быту духовными традициями русского национализма. Так должно быть, так и будет...

Не менее важная задача — восстановить первенство "душевного строения" в школе, положить в основу современного образования духовные начала русского национализма.

Сегодня нам навязывают иной путь: стремятся подготовить нас к внедрению в отечественную школу вненационального колониального сознания. Заграничные "благодетели" действуют при этом достаточно открыто. То завлекают молодежь идолом запад-

____________

1. Хомяков А. С. Об общественном воспитании России // Русский архив. 1819. № 1. С. 114.

2. Там же. С. 117.

[43]

ной моды, внушают всеми средствами тягу к привлекательным побрякушкам, духовным и материальным наркотикам, а иногда в "изящной форме" призывают чтить и обожать работодателей, как это сделано на одной из последних страниц чудесно оформленной книжки "Как воспитать в себе внимательность" (кн. 1), выпу-щенной в США на русском языке и распространяемой в России.

Доморощенные ревнители колониального сознания в свою очередь сделали значительные шаги в своем разрушении нации. Язык межнационального общения и взаимодействия культур народов России — русский язык — с подачи Российской академии образования — фактически отодвинут из программ всех российских школ замаскированной подстановкой названий: "родной язык", "второй язык". Так сделан откровенный шаг к духовному развалу и культурной деградации в России. Так совершается движение к утверждению на ее разделяемой всяческими способами территории — колониальной политики. Это — государственное преступление против народов России. Будем же ему сопротивляться!

Невежественно умаляется в программах нашей школы русская литература — наша гордость, наша духовная родина. И это тоже государственное преступление, ибо русская литература — не только важнейшая часть культуры Российского государства, но и скрепляющий состав нашей духовной жизни: в ней — и культура, и история, и средоточие наших духовных святынь.

Ревнители антинародного образования наносят еще один удар по нашему будущему: они хотят отлучить русских от их истории, постыдно искажают и очерняют ее и одновременно готовятся постепенно "растворить" отечественное прошлое в некоем общем школьном курсе человеческой цивилизации.

Но только на основе духовных начал национальной идеи можно воспитать гражданское и патриотическое сознание личности. Поэтому-то и боятся ее проповедники колониального сознания.

Не того хотят колонизаторы. Мечтается им (хоть и не признаются в том) могучий физически, узколобый, не помнящий родства и не ведающий России Иван, бессмысленно жующий жвачку. Им забыты родные песни. Ноги и руки его дергаются от привычных звуков уже засевшего в его мозгу "рока". Равнодушный ко всему, кроме собственного брюха, пьющий взасос баварское пиво, рыгающий, сально улыбающийся при виде любой юбки, он готов за доллар на любую работу, а за 30 — на любое преступление...

Не бывать этому, господа. Выдюжим. Останемся самими собой. Найдем противоядие против вашей духовной заразы. Справимся. Есть в нашем народе дух Божий, есть здравый смысл и память!

Нелегко будет. Тяжкие испытания готовят нам тайные и явные защитники колониального воспитания, притворяющиеся иной раз "друзьями народа", однако практически поддерживающие стихийное развитие процессов, проистекающих из своеволия и безответственности.

[44]

Одна из важнейших, если не самая важная задача нашей школы — выпестовать самобытные личности, т. е. людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, способных стремиться к доброумному бытию, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине.

Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный хотя бы прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно, лишь узнав и полюбив свою страну, ее историю и ее язык. Это давно известно.

Обратимся вновь к мудрому прошлому. Сколько раз повторяли наши национальные светочи, наши мудрецы этот совет. А все не в прок. Взывал великий Гоголь:

"Чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней проездиться самому. Слухам не верьте никаким [...]. Велико незнание России посреди России. Все живем в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей!.. Очнитесь! Куриная слепота на глазах ваших! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей по тех пор, пока не послужите им [...] Потому и любимо дитя матерью, что она долго его носила в себе, все употребила на него и вся из-за него выстрадалась. Очнитесь! Монастырь ваш — Россия" 1.

"Мы положительно убеждены, — писал великий наш педагог К. Д. Ушинский, — что плохое состояние наших финансов, частью неуспех наших больших промышленных предприятий, неудача многих наших административных мер [...], наши непроходимые проезжие пути, наши лопающиеся акции, пребывание ученых техников без всякого дела, нелепые фантазии нашей молодежи и не менее нелепые страхи, которыми так ловко пользуются люди, ловящие рыбу в мутной воде, — все эти болезни и многие другие сильно поуменыиилось бы, если бы в России поднялся уровень знаний о России..." 2.

Знание России — основа нашего школьного дела. Три предмета, как три столпа образования, составляют его: русский язык, российская история и отечественная литература. Основою же их восприятия должна быть духовность 3.

Однако здесь не все еще сказано. Именно: это — русский язык, преподаваемый широко, с любовью к живому русскому слову; это

________________

1. Гоголь Н. В. Нужно проездиться по России (из писем к гр. А. П Т...му) // Гоголь Н. В. Указ. соч. С. 139, 145.

2. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими//Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. II. М. 1954 С. 285—286.

3.  Эта идея лежит в основе Гуманитарной концепции среднего образования ("Литература в школе" № 3, 1991) и Концепции литературного образования в средней школе ("Русский вестник" № 13 за 1993 г. "Словесник" № 1—?., 1993 г.), разработанных Комиссией по вопросам преподавания русского языка и литературы при Отделении литературы и языка Российской академии наук.

[45]

— российская история, проникнутая любовью и бережным от-ношением к прошлому своего Отечества; это — русская литература, рассмотренная, поданная со стороны ее национальных духовных ценностей и идеалов.

И все это должны делать русские учителя. Великая ответственность ложится на них сегодня. Готовы ли они к своей высокой миссии? Наверное, во многих случаях — не готовы... Но Россия не спрашивает, она требует... Она имеет право надеяться, что все силы учительства будут отданы искоренению невежества и полузнания (иногда — сначала — в себе), и все будет отдано благому делу сеять в России, в умах и сердцах ее молодого поколения "умное, доброе, вечное", все то, что основано на духовности русского национализма.

Это может сделать только русский учитель. И пусть негодуют на эти слова лицемерные радетели "вненациональной" дружбы народов, пусть облыжно считают они едва ли не шовинизмом естественную мысль, что в русских школах должны быть русские учителя. Конечно же, эти радетели умышленно толкуют все по-своему, подставляя (в уме) вместо "русские" — "только русские" и имея в виду, конечно же, представить дело так, что речь идет о чистоте крови.

Жалкая ложь! Речь идет о том, что учителя в национальных школах должны быть носителями национального сознания, чувствовать и от сердца любить страну, народ, который они воспитывают, искренне и сокровенно приобщать его к истокам родного им национального духа, чтобы затем двигаться к восприятию духовных ценностей других народов.

Национальное воспитание — единственно верный путь честного служения на ниве просвещения своему народу и человечеству.

Этот путь открыт честным работникам русского просвещения, любящим Отечество. Вперед же, люди добрые. Не дадим застить светлый взгляд нашего народа, не дадим отравить его ум, ожесточить его сердце.

Будем с народом, люди добрые, учителя, коллеги мои! Будем творить свое светлое дело воспитания русского человека, гражданина России, достойного великих предков наших: святых подвижников, подобных Сергию Радонежскому, проповедников, подобных митрополиту Илариону, полководцев, воинов-защитников, подобных Дмитрию Донскому, Суворову и Кутузову, умельцев-строителей, подобных Коню, Барме и Постнику, ученых, словно Ломоносов и Вернадский, композиторов и музыкантов, таких, как Глинка, Чайковский, Рахманинов, Шаляпин, художников, таких, как Рублев, Тропинин, Поленов, Нестеров, Корин, писателей, таких, как Державин, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Лесков, Л. Толстой, Достоевский — всех, кто служил России верою и правдою во все века ее многострадальной истории.

[46]