Перейти к основному содержанию

1. Литература может успешно преподаваться лишь специалистами, обладающими высокой духовностью, образованием и культурой.

[83]

2. При изучении литературы в школе учитываются особенности личности учащегося, спектр его интересов, а также возрастные особенности восприятия литературы.

3.            Предметом конкретного изучения литературы в школе является цельный текст художественного произведения, рассматриваемый в историко-литературном контексте и как факт биографии писателя. Текст (художественный) — запечатленная в слове художественная идея, целостное эстетическое выражение в нем мыслимого, чувственного, духовного опыта.

Лишь цельный текст произведения способен дать представление о его истинном художественном смысле и определить полноту его духовно-эстетического содержания.

Отрывки из произведений классики, равно как и произведения, данные в сокращении, допускаются к изучению (в виде исключения) в младших классах школы, но при условии, что предлагаемые части (часть) произведения, будучи представлены самостоятельно, вне цельного произведения, преподносятся в русле пафоса цельного произведения и в соответствии с его общим духом.

4.            Школьное освоение, осмысление и оценка художественного текста произведения основываются на этапах эстетического переживания, осмысления и анализа художественных, духовно-эстетических, национальных, социально-исторических и религиозно- нравственных его начал и исключают ненаучное, внеисторическое субъективистское толкование (интерпретацию).

5.            Изучению каждого литературного произведения основывается на триедином подходе: духовно-эстетическом, социально-историческом и художественном. Духовно-эстетический подход направлен на выявление в произведении духовно-эстетических свойств и способов их выражения. Социально-исторический подход заключается в выявлении в произведении социально-исторических предпосылок его духовно-эстетических, нравственных и проч. идей. Художественный подход реализуется в изучении (освоении) художественного мира произведения.

Художественный (поэтический) мир — это образная реальность, сотворенная писателем, осмысленная и перечувствованная его сознанием и душою и воссозданная воображением читателя на основе его жизненного опыта. Поэтический мир "побуждает читателя не просто воображать или даже думать, но думать именно в тех понятиях, которые соприродны этому миру" 1.

6.            Грамотное рассмотрение литературного произведения возможно лишь в историко-литературном контексте, на основе историзма.

Историзм проявляется в литературе как свойство художествен-

________________

1. Федоров В. О природе поэтической реальности. М. 1984. С. 90.

[84]

ного образа запечатлевать последовательность, взаимосвязь, логику и закономерность развития во времени общественных явлений, характеров, взглядов на жизнь и историю человека. Историзм требует освещения исторической, социальной, национальной духовной среды, которая породила художественное произведение, представления о творческом пафосе и исторической судьбе автора.

7.            История литературы рассматривается в школе прежде всего как отражение поисков идеала, как поступательное движение художественных открытий. Под художественным открытием понимаются ведущие показатели литературного развития, важнейшие критерии достоинств произведения и вклада писателя в литературу, т. е. появление новой тематики, проблематики, новых жанров и способов выражения, возникновение новых стилей, изменение отношений к тем или иным художественным традициям или ценностям.

8.            Духовно-творческие начала и их воплощение в произведениях классики рассматриваются в единстве исторических взаимосвязей.

9.            Уроки литературы, отечественного языка и отечественной истории составляют предметное и воспитательное единство и координируются в связи с общими задачами школы и гуманитарного цикла предметов.

[85]