Перейти к основному содержанию

9 июня 1958 г.

Новое учебное заведение. Большое количество учащихся. Разнообразие предметов. Много преподавателей. Новая для меня обстановка, к которой нужно было привыкать, в неё нужно было вживаться. Училище было в большом городе, Самаре, который стоял на берегу реки Волги. С другой стороны Самару опоясывала другая река, почти перпендикулярно впадающая в Волгу, река Самарка. На этой реке стояла и с. Бобровка, в которой мы жили.

Самара поразила меня своими масштабами. Она красиво располагалась на довольно высоком левом берегу Волги. Улицы террасами опускались к реке, одни шли параллельно берегу, другие тянулись вверх перпендикулярно. Мой взор, как сельского жителя, поражали размеры зданий, их разнообразная красота, стройный порядок расположения в улицах. В центре города высился красивый собор*, массивный, величавый, византийской архитектуры, многоглавый. Основная глава была окружена четырьмя меньшими, и кругом нижнего яруса и колокольни располагались еще восемь главок меньшего размера. Ввысь устремлялась стройная колокольня, которая вместе с собором составляла гармоничный ансамбль. Тридцать три года строилось это величавое здание в память войны 1812 года. Помню, какой обширный и красивый был храм и внутри. Над его росписью трудились многие знаменитые художники: Васнецов В.М., Верещагин В.П., Врубель М.А. Снаружи храм был окрашен в натуральный цвет песка. Главы были покрыты голубым тоном и украшены массивными крестами из чистого золота. Далеко, далеко блестели эти кресты, подъезжаешь ли к городу с суши или с Волги. Весь в целом - снаружи и изнутри - Самарский собор представлял собой чарующий образец искусства. С невыразимой горечью приходится пожалеть, что этот величавый памятник искусства был какой-то нелепой, злой волей разрушен. Вокруг собора по четырём углам располагались четыре уютных, очень памятных скверика.

Кроме собора в Самаре было много и других храмов, над созданием которых потрудилась архитектурная мысль и строительное искусство. Все эти прекрасные памятники русского церковного искусства по той же причине не уцелели. Когда подъезжаешь теперь к городу, уже не видишь тех прежних прекрасных воздушных силуэтов, и город кажется каким-то «комолым». (Комолый бык - не имеющий рогов).