IV. Концепция учебно-воспитательного комплекса «Русская школа»: детский сад—школа-лицей—учительская семинария

IV. КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА "РУССКАЯ ШКОЛА": ДЕТСКИЙ САД—ШКОЛА-ЛИЦЕЙ—УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ

Концепция комплекса "Русская школа" определяется:

1)            условиями жизни, потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью;

2)            ныне существующими гуманными представлениями о полноценной жизнедеятельности современного человека и о необходимом для этого духовном и материальном его потенциале;

3)            нынешним состоянием и реальными возможностями всей системы образования в России и нашего общества в целом.

Комплекс "Русская школа" призван подготовить учащегося к полноценной жизни в современных условиях с учетом духовных и практических потребностей личности и общества.

Насущная цель комплекса — воспитание нравственной, духовной личности, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей и способной им противостоять. Отсюда — опора на естественный нравственный закон и признание общественных обязанностей человека и его гражданского, патриотического долга первостепенными по отношению к его личным правам.

Обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, обладающий определенным уровнем знаний, умений и навыков, но человек, способный к самообразованию, духовному совершенствованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий известной культурой мышления, могущий чувствовать личную ответственность за то дело, в котором он принимает участие.

Все это возможно лишь на основе формирования нравственной, духовной личности, иными словами — социализированного человека, отвергающего индивидуализм как основной жизненный принцип, обладающего качествами духовности, чувством долга, волей и человеческим достоинством, отстаивающего свое право на свободу и уважение в человеческих формах, ощущающего и осознающего сокровенную причастность к семье, народу и Отечеству.

Комплекс "Русская школа" исходит из признания определяющего значения духовных ценностей, необходимости выявления достоинства человеческой личности через развитие умственных способностей, эмоциональных возможностей и волевых устремлений.

Сверхзадачей обучения и воспитания в русской школе остается целостное гармоническое развитие личности учащегося, т.е. формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству.

Нравственность определяется здесь как исторически проверенная и не потерявшая своего гуманистического значения система этических норм и ориентиров; духовность как способность вполне бескорыстного, самоценного стремления к абсолютной истине, добру и красоте.

Формирование гармонически развитого человека требует гармонического соотношения предметов рационально-логического и эмоционально-образного ряда. Система приоритетов в построении концепции образования заменяется системой гармонизации. Учебные дисциплины рационально-логического ряда при переработке программ должны быть гармонически соотнесены с предметами эмоционально-образного ряда. Этот же подход должен быть проведен при преподавании каждой дисциплины.

Образование опирается на глубинные исторически сложившиеся духовные основы русского национального самосознания.

Обязательным основанием оздоровления школы является утверждение в сознании учащихся коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью России, ее народа, организация воспитания и обучения на национальных началах, на принципах органического восприятия гражданских и высоких идей любви к Отечеству, а также гуманистического сознания по отношению к другим народам и человечеству (родиноведение, история мировой культуры).

Коренной задачей комплекса является воспитание у учащихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков!), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, "безусловных условностей" поведения, утверждение вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных, исторически сложившихся формах; приобщение школьников ко всем сферам духовного опыта и образования.

Основные направления школьной работы:

а) воспитать качества личности, обеспечивающие максимальную возможность ее полноценной духовной и практической деятельности в современных условиях;

б)           утвердить основы духовно-гражданского, национального самосознания, патриотического сознания личности, в основе чего лежит знание истории Отечества и патриотическое отношение к ней;

в)            заложить на основах духовного опыта учащихся установленный минимум знаний и навыков по каждой из преподаваемых дисциплин;

г)            создать предпосылки развития корректного мышления, приобщая к способности триединного осознания действительности (рационального, образно-эмоционального и религиозного);

д)           заложить основы трудовых качеств и навыков, необходимых для вхождения в производственную сферу деятельности, через воспитание верного отношения к труду как к служению, имеющему безусловную нравственную ценность, как непременного условия одухотворенного творческого бытия, отношения, противоположного образу мыслей "общества потребления";

е)           содействовать здоровому физическому состоянию и гармоническому развитию школьника, укреплению сознательного его отношения к своему здоровью путем культивирования природного стремления к здоровому физически активному образу жизни и эстетического к нему отношения.

Отношение к изучению предмета меняется. Каждая дисциплина рассматривается не как цель, а как средство формирования гармонически развитой личности. Вследствие этого изменяется и концепция преподавания дисциплин.

Преподавание любого предмета (в идеале) должно стать средством воспитания личности учащегося, что достигается через понимание значения предмета и на путях заинтересованной, одухотворенной деятельности в сфере названной дисциплины.

Первоочередными технологическими задачами в процессе преподавания учебных дисциплин становятся:

1)            осознание значения дисциплины в системе культуры (определение культурного значения предмета). Овладение основами наук должно сопровождаться приобретением минимальных сведений об истории их развития;

2)            овладение языком предмета и умение мыслить "в русле" его аксиом и закономерностей;

3)            овладение началами творческого мышления, творческого отношения к предмету, умение самостоятельно совершенствоваться в овладении им.

Основным средством решения поставленной задачи по- прежнему остается поурочное изучение предметов и наряду с этим расширение и разнообразие внеурочных форм работы с учащимися, предполагающие тесную связь трех воздействующих начал: семьи, школы и общества. Сотрудничество государственного общеобразовательного учреждения и православного учреждения дополнительного образования в формировании единой и непрерывной образовательной программы является перспективной моделью экспериментальной площадки по разработке содержания общего среднего образования в русской школе.

Важнейшие дидактические предпосылки современного обучения — формирование интереса к предмету на основе духовных начал, усвоение знаний, основанных на глубоком толковании значения науки, на освещении предмета в соответствии с современными научными представлениями, на умении мыслить "на языке" предмета и подходить к нему "непосредственным жизненным путем", а также преподавание на основе творческого отношения к обучению, опирающегося на педагогику наставничества, на умение сочувствовать, соразмышлять, духовно сопереживать.

Считая естественное развитие ребенка важнейшим ориентиром при обучении, русская школа провозглашает как обязательное многостороннее, гармоническое воздействие на разум и чувства ученика, воспитание воображения, фантазии, творческих способностей через сопереживание, соразмышление, сотворчество в овладении учебным предметом.

Такое обучение предполагает высокий интеллектуальный и духовный уровень учителя, наличие у него высокой общей культуры чувств. Это ставит принципиально новые задачи перед учительской семинарией: требует, чтобы учитель был носителем национального сознания, чувствовал и от сердца любил Россию, ее народ, искренне приобщал учащихся к его духовным ценностям, в том числе к духовным ценностям православия. Обучение в семинарии требует ныне введения некоторых новых дисциплин и прежде всего углубления и расширения культурологического и родиноведческого циклов, значительного подъема профессионального и культурного, и в не меньшей степени — повышения духовного уровня выпускников-педагогов, обязанных понимать и воспринимать основное: духовные начала знаний и научных дисциплин.

Концепция предполагает постепенные, поэтапные, долгосрочные изменения ныне действующей педагогической системы.

Текс приводится по изд.: Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996, с. 105-108.