Перейти к основному содержанию

13 мая 1958 года

К началу лекций мы оба были в Петербурге. У Ираиды Аркадьевны был последний, сложный год ученья. Много практических работ. Я был на третьем курсе. Меня особенно заинтересовала Церковная археология, которую читал профессор Н.В.Покровский. На предложенную тему «Религиозная живопись В.М.Васнецова» я писал реферат, который заслужил высшей оценки. Материал собирал по библиотекам и по музеям. Реферат был потом отпечатан в журнале «Светильник». По музеям мы иногда ходили вместе с Ираидой Аркадьевной. Вообще мы с ней не пропускали ни одной выставки. Посещали ежегодную академическую выставку, где конкурировали оканчивающие Академия художеств. Были и на выставке передвижников; «Общества Петербургских художников»; «Общества акварелистов» и др. Не помню точно, в этом ли году, или в предыдущем, я исхлопотал себе право копировать картины в Русском музее им. Александра III. Директору музея, художнику Лемеху, я представил некоторые свои работы, и он дал мне разрешение. Первую картину, которую я стал копировать - это «Гроза надвигается» художника Крачковского*. Заказал у Дациаро холст в натуральную величину*, принёс этюдник с красками, дали мне мольберт, начал копировать. Эту картину я копировал один. Она оказалась трудной, особенно дневное освещение надвигающейся тучи. Самолюбие и упорство помогло. Лишь на третий сеанс я уловил точность тонов, ну а дальше стало уже легко. Ираида Аркадьевна одна или с сестрой навещала меня на этой работе. Около трёх недель я копировал часа по 2-3 эту трудную картину. Когда просматривал и накладывал последние мазки, чувствую, что за моей спиной кто-то очень долго стоит. Потом подходит и спрашивает: «Вы в академии художеств учитесь?» Нет, я студент, только не академии художеств, к сожалению. «Почему же Вы так хорошо скопировали эту трудную вещь? Я прошёлся по всему музею и лучше, точнее Вашей копии не видел». Пожимает руку. «Честь Вам и хвала». Я буквально был озадачен этой похвалой, видимо, большого мастера.

Мы раскланялись, и он стал удаляться в другие залы. Почему я так смутился его похвалой и не завязал знакомства, не спросил даже фамилии его, не знаю... Может быть я бы втянулся в изобразительное искусство, ведь я так люблю его. Когда я учился в семинарии, то участвовал в Самаре на выставках «самарских художников», и даже некоторые картину у меня покупали. Упомянутая копия с картины Крачковского и сейчас украшает нашу комнату. Мы берегли её с дорогой Раичкой, всюду возили её за собой. Да, вещи долговечнее людей.