Перейти к основному содержанию

16 сентября 1958 года

Кандидатское сочинение я распределил и оформил по такому плану.

Введение, в котором давалась характеристика вообще русского искусства XVI - XVII веков.

Глава 1. Общее направление и характеристика русского церковного искусства XVI - XVII веков в связи с жизнью и искусством предшествующих веков.

Глава 2. Архитектура на Руси в XVI - XVII веках. Ее история и характеристика по монументальным памятникам. Эпиграф «В идеале, обуславливаемом правами и преданиями народа, заключается тайна строительного искусства».

4. Глава 3. Иконописное искусство на Руси в XVI - XVII веках. Его история и характер.

Дипломная работа развернулась на 324 стр. убористого письма на листах большого формата почтовой бумаги. Самые напряженные месяцы работы были март и апрель. Часто приходилось засиживаться часов до 5 утра. В первых числах мая 1909 года я закончил работу. Оригинал и сейчас хранится у меня с подписью в концовке:

В.Свечников, 1909 год, 8 мая. С-Петербургская ДуховнаяАкадемия, 4-я аудитория, ровно 11 часов вечера.

Перепечатанная на машинке дипломная работа заняла свыше 400 страниц.

На мою дипломную работу заслуженный ординарный профессор Н.В.Покровский в Совет Академии дал следующий отзыв.

«О сочинении студента Свечникова Вениамина «Русское церковное искусство в XVI - XVII веках».

Задача исследования г. Свечникова заключается в том, чтобы представить характеристику русского церковного искусства в блестящий период его развития. Подходя к выполнению этой задачи, автор, после введения, в первой главе выясняет общее направление и характер этого искусства в связи с жизнью и искусством предшествующих веков. При этом отмечает мнения специалистов о самобытности его, уясняет его связь с мировоззрением народа. Рассматривает его положение от XIII до XV века и говорит о развитии национального самосознания Руси и влиянии его на искусство. Глава вторая посвящена русской архитектуре в XVI - XVII веков, его истории и характеристике по памятникам монументальным. Здесь рассматриваются исторические условия развития русской архитектуры и сторонние на нее влияния. Памятники архитектуры шатрового типа XVI в.; особенно храм Василия Блаженного в Москве. Архитектурные памятники XVII века, особенно во второй половине этого столетия; генезис и история шатрового покрытия; деревянная архитектура севера России и данные для объяснения появления и развития шатровых храмов в XVI - XVII веков. Исследуется квадратная форма московских храмов и памятники этого типа. Рассматривается форма, образуемая наслоением четвериков; форма, получаемая от соединения квадрата и восьмигранника. Исследуется общая схема московских храмов XVI - XVII веков - характер типов и орнаментики.

В третьей главе рассматривается русское иконописание XVI - XVII веков. Подъем иконописи в этот период, сущность подъема и его условия; определение Стоглава об иконах [ ]; розыски по делу дьяка Восковатого [ ]; влияние Запада, особенно в XVII веке; меры к улучшению иконописания в XVII веке. Характер иконописи в XVI - XVII веках; так называемые иконописные школы; русский иконописный подлинник. В конце этой главы рассмотрены некоторые сложные иконографические композиции, нередко повторяемые в стенописях и на иконах XVI - XVII веков.

В границах намеченного плана г. Свечников выполнил свою задачу весьма удовлетворительно. Он обстоятельно ознакомился с литературою предмета, опустив из вида лишь очень немногое; разобрался успешно в обширной массе материалов, ученых мнений и гаданий; нашел связь церковного искусства с духом народным и церковно-историческою жизнью его. Дал верную характеристику церковного искусства в блестящий период его развития в XVI - XVII веках. В виду этого, сочинение г. Свечникова не только удовлетворительно для степени кандидата богословия, но и заслуживает особого внимания Совета Академии.