Предисловие Владимира Свечникова

Только что я закончил печатать воспоминания своего дедушки, Вениамина Димитриевича Свечникова. В этой последней, третьей тетради он рассказывает о своей жизни в Саратове. Пожалуй, эта часть воспоминаний наиболее личная. Все, о чем пишет Вениамин Димитриевич, пронизано любовью и грустью об утраченном, прошедшем времени юности и счастья. Анализируя и комментируя не только эту тетрадь, но и две предыдущие, я все время испытывал некоторые сомнения: нужны ли кому-нибудь, кроме моих родственников и друзей, эти чрезвычайно личные воспоминания моего дедушки? Мне начинало казаться, что в наше время кроме автора этого произведения и нескольких человек, подобные книги-воспоминания уже никого не интересуют. Люди живут столь стремительно, что у них не остается времени, чтобы оглянуться и приглядеться, прислушаться к тому, что уже давно прошло, подумать и оценить эти перемены... Ну, а старики, они действительно погружены в свои думы о прошедшем, о том, что навсегда утрачено и никогда уже не повторится. Но кого это, кроме их самих, может затронуть и взволновать?

Но, вот что я внезапно понял, напечатав и перечитав эту книгу мемуаров своего дедушки. Вдруг пришло четкое осознание интуитивного замысла моего дедушки и смысла трех этих родных мне тетрадей. Они, эти записки, адресованы не мне, как я ранее думал, разбирая витиеватый и красивый почерк. Эти, глубоко продуманные и шедшие от сердца строчки, обращены далеко в будущее. Они – живая связь многих поколений. Теперь они принадлежат всем, кто пожелает узнать прошлое моей семьи, прошедшей все этапы становления России царской и социалистической. 

Еще не приступая к разбору третьей тетради, я решил, что обязательно должен вновь поехать в Рудню, которую с такой любовью вспоминал дедушка. Я уже был там 12 лет назад, и сделал фильм  «Рудня: старый альбом». Много раз собирался снова побывать в этих, ставших и для меня родными, местах. Летом 2016 года удалось осуществить это намерение.

Предварительно я связался с очень хорошим человеком, директором Руднянского историко-краеведческого музея, Морозовым Геннадием Тимофеевичем. Он принял нас в своем музее, который, можно сказать, появился и существует благодаря его энтузиазму и живой энергии. Я передал ему первые две книги воспоминаний Вениамина Димитриевича и портрет моего дедушки, директора Руднянской школы с 1921 по 1930 годы. А от Геннадия Тимофеевича получил памятную фотографию коллектива учителей школы, которую нашла место в этой книге. А совсем недавно со мной связалась жительница Рудни, которая очень хотела прочитать эти книги воспоминаний. Мне также очень приятно, что мои фильмы о Рудне посмотрели более 2000 раз. Но самым, пожалуй, неожиданным было то, что в первый вечер пребывания в Рудне в августе 2016 года, одна девушка, посмотрев на меня, робко спросила: «А Вы, не тот ли Свечников, что сделал фильм о Рудне?» Я просто опешил, не ожидал, что моя физиономия запомнится кому-то из совсем юных жителей Рудни. Теперь появился еще один, новый фильм о Рудне. Посмотреть его можно вот по этой ссылке:

Теперь я понимаю, что я вдруг стал очень богатым человеком, отыскав такой бесценный семейный клад – мемуары моего дедушки. Но я еще являюсь счастливым обладателем многих фотографий столетней давности. А на них можно заметить такие замечательные, неожиданные фрагменты прошлого, которые хочется разглядывать часами. Можно увидеть совершенно невообразимые детали костюмов, причесок, дамских пенсне, кокетливо подвешенных на шнурках, мебель, стулья, маленькие столики и кресла. Можно понять всю семейную иерархию во время съемки фотографии, которая читается в позах, в расположении персонажей, в выражении их лиц. А совсем недавно я наткнулся на замечательный сайт

http://www.rosphoto.com/family_photographers/zachem_nuzhna_semeynaya_fot...

На этом сайте своими размышлениями о значении семейных альбомов делятся ведущие фотографы страны. Вот несколько пронзительных слов, созвучных моему пониманию роли семейных архивов.

Наталья Андерсен:

«Счастлив тот, кто счастлив в семье! А чтобы это счастье можно было увидеть, потрогать и пережить снова, по-моему, и придумана семейная фотография. Это такие лучики тепла и света, связь поколений на бумаге. Листаешь семейный альбом, смотришь на трогательные детские лица, на молодых бабушек и дедушек — и сразу вспоминается что-то давно забытое, но такое нежное и родное, и понимаешь, что ты не один».

Ольга Лебедева:

«На самом деле семейная фотография не нужна... Она необходима! Это своего рода спираль с множеством витков, каждый из которых — поколение. Выпал один виток — и нет спирали... Это память, это возможность вернуться назад. Это залог осознанного будущего. Мы должны знать, кем были наши праотцы, чем они жили, как жили! Что надевали, как смеялись, как играли, плакали, грустили... Это наша жизнь. Каждый отдельно взятый снимок — целый мир, целая жизнь! Надо развивать в нашей среде ценность и значимость семейной фотографии. Зачем она нужна? На самом деле ответить на этот вопрос очень просто: для нашего спокойного будущего. Мы просто знаем самое важное: у нас есть семья. И семейный фотоальбом — главное тому подтверждение!»

Во время работы над третьей книгой я отыскал много старинных фотографий, иллюстрирующих те моменты жизни, что описаны в предыдущих двух книгах, нашел в Интернете много неизвестных мне фактов из жизни родственников и людей, о которых писал мой дедушка. Я постарался все это разместить на страницах этой книги. Для меня все это стало мостиком из прошлого в будущее.

Владимир Свечников

Саратов, сентябрь 2016 года