Перейти к основному содержанию

Задачник Евтушевского и Гольденберга – Велико значение А. И. Гольденберга в области методики систематического курса арифметики. Он первым выступил против «арифметического староверства» (выражение Д. Л. Волковского) , против пережитков отдалённого прошлого, «набальзамированных членов науки самой тёмной эпохи средних веков».

Задачникам А. И. Гольденберга свойственны простота, логичность построения, точность, ясность языка, краткость содержания, отсутствие задач казуистического, схоластического и искусственного характера, систематичность и, чувство меры в использовании лёгкого и трудного материала.

Гольденберг считал, «что методика начальной арифметики вступит на правильный путь с того лишь дня, когда освободится от измышления немецкого педагога, от монографического изучения чисел». Результатом размышлений явилась «Методика начальной арифметики: Руководство для учительских семинарий и институтов, для народных учителей и учительниц» (1885), выдержавшая 25 стереотипных изданий. Считая, что арифметические задачи не цель, а средство обучения, Гольденберг в 1895 году выпустил «Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметике» (Вып. 1—2, 1885); он исключил задачи «на правило», считая, что «рутина освобождает ученика от необходимости мыслить»; сделал попытку классификации задач, разбив их на арифметические и алгебраические, сформулировал основные этапы решения, раскрыл типичные приёмы рассуждений для целого ряда типовых задач. Всего им было составлено четыре задачника по арифметике для средних учебных заведений.

Во 2-ой половине 19 века в России вышла в свет книга В.А.Евтушевского «Методика арифметики», в основу которой был положен монографический метод. Евтушевский его немного упростил и предлагал подробно изучать состав чисел от 1 до 20, а далее брать числа только со многими множителями.

Источники – http://www.biografia.ru/arhiv/metmat04.html

http://enc-dic.com/word/g/Goldenberg-aleksandr-ivanovich-15278.html

 

Книга для чтения К.Д.Ушинского «Детский мир» –

К.Д. Ушинский является основателем дошкольной педагогики, его педагогические взгляды были основаны на идее народности воспитания, искреннем убеждении, что овладевать родным языком и народной культурой необходимо с раннего детства. Основные труды этого педагога и писателя: «Человек как предмет воспитания» в 2 т. (1868-1869), «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864).                  

«Детский мир»и «Родное слово» - учебные книги для детей 10-12 и 8-10 лет. Содержание книг очень разнообразно и отражает предпочтение Ушинского обращаться к естественнонаучному материалу: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Первый раздел книги «Детский мир» составляли рассказы о временах года, о человеке и его способностях. Во втором разделе круг знаний расширялся: читатели знакомились с миром животных и растений, строением Земли, географическими открытиями, историей отдельных стран и городов.

                 

Небольшие по объему научно-популярные статьи автор стремился сделать «живыми» и «видимыми» за счет «изящного и плавного» языкового оформления. Например, статья о луговых растениях начиналась так:

                   

«Пойдемте на луг, покрытый высокою густою травою, уляжемся на нем преспокойно и станем рассматривать травинку за травинкой. Вот душистый клевер с красненькими головками, за которыми так прилежно ухаживают пчелы, вот вьющийся мышиный горошек, вот кукушкин цвет: все это травы, но не злаки. А вот лисий хвост с пушистым колосом очень похож на злак: его колос, соломинка и листья напоминают рожь и золотой колосок, который так хорошо пахнет…».

Источник –

http://studopedia.ru/3_19381_knigi-dlya-chteniya-kd-ushinskogo-i-ln-tol…

 

Художник Матэ В. В. –

Матэ Василий Васильевич (1856 — 1917), Портрет Б.Кустодиева.

Русский художник и педагог, выдающийся мастер репродукционной гравюры.

Родился близ г. Эйдкунен (Восточная Пруссия). Гравюрным техникам учился в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в гравировальном классе Петербургской Академии художеств у Ф. И. Иордана(1875–1880).

                   

После окончания Академии был награжден серебряной медалью и поощрен поездкой в Париж (1880–1884), где брал уроки у ксилографа Адольфа Паннемакера и занимался офортом у Клода Гальяра.

Вернувшись в Россию, преподавал в Училище технического рисования баронаА. Л. Штиглица (1884–1909), на кафедре гравюры в Академии Художеств (профессор, 1894–1917), в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (с 1911).

                    

«Матэ, — писал Стасов, — из учеников сделался прекрасным мастером, его талант воспитался «.вырос, и он дал множество превосходных произведений, украшавших наши выставки — большие и малые,— но академические профессора продолжают.оставаться ко всему глухи и слепы». Возмущаясь тем, что Матэ не удостаивают ни званием профессора, ни академика, Стасов заявляет в своей статье, что «Матэ давным-давно и «академик» и «профессор», давным-давно делает величайшую честь русскому искусству». Статья Стасова имела широкий резонанс, хотя критик на этот раз в отношении Академии был не совсем прав: еще в 1890 году Академия художеств избрала Матэ своим действительным членом, что являлось официальным признанием значения художника. После этого выступления Стасова работы Матэ более яе помещались на задворках выставок. Но академиком Матэ был избран только семь лет спустя, в 1899 году, «за известность на художественном поприще».

Источники –

http://artpoisk.info/article/vasiliy_vasil_evich_mate_iz_serii_massovay…

http://www.printsmuseum.ru/artist/view/12/

Вернуться к тексту книги