Перейти к основному содержанию

Духовная семинария –

По определению устава 1884 года, семинарии представляли собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии находились под общим управлением Святейшего Синода, состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, имевших высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся, и за выполнением правил устава в общем.

Семинарии содержались на средства  Святейшего Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинарией принадлежало ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные.

В семинарии принимались молодые люди православного исповедания из всех сословий. Преобладающее значение в учебном курсе семинарий занимали богословские науки, но в значительном объёме преподавались и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий.

Студенты, окончившие курс семинарий, имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами. Обучение в семинариях было бесплатным, причём сироты и дети бедных родителей принимались на казённое содержание. Лучшие воспитанники семинарий по окончании курса поступали в духовные академии; большая часть воспитанников определялась епархиальным начальством на места священно- и церковнослужителей либо на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения.

К началу XX века в России существовало 55 духовных семинарий, в которых учились около 18 тысяч человек.

 

Протоиерей Максим Козлов, профессор, первый заместитель Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, в своём интервью сообщил следующее:

Сегодня в рейтинг церковных учебных заведений Русской Православной Церкви входят 35 семинарий и 2 академии.

В церковных учебных заведениях учится 9,5 тысяч учащихся, из них на уровне бакалавриата – более 7 тысяч студентов, на уровне магистратуры – около 1 тысячи студентов, на регентских отделениях – более 500 человек, на иконописных отделениях – более 250 человек.

Источники – http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/908740

http://www.mpda.ru/site_pub/3437568.html

Лапта –

русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным видам спорта относятся бейсбол, крикет, песапалло в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

Источник – http://ru.wikipedia.org/wiki/Лапта

Самарская Духовная  семинария –

Самарская Православная Духовная Семинария была открыта 9 сентября 1858 года по решению Священного Синода при правящем епископе Феофиле (Надеждине). Первым ректором Семинарии был назначен профессор Херсонской Семинарии архимандрит Геннадий (Левитский). Ректорами Семинарии в разное время были: архимандрит Герман (Осетский), архимандрит Серапион (Маевский), архимандрит Владимир (Николаевский), архимандрит Вениамин (Казанский) и другие. Почти все бывшие ректоры Самарской Духовной Семинарии стали епископами. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) принял от большевиков в советское время мученическую смерть и почитается в настоящее время как святой Русской Православной Церкви.

[иллюстрация]

Самарская духовная семинария, открытка 1904 года

Самарская Семинария, как и все дореволюционные Семинарии, была средним учебным заведением, кроме богословских дисциплин в ней преподавались и светские в объеме классической гимназии. В соответствии с Высочайше утвержденным Уставом 1867 г. Самарская Семинария состояла из трех двухгодичных отделений.

На низшем отделении изучались следующие предметы: российская словесность, алгебра, геометрия, всеобщая история, латинский и греческий языки, катехизис, пасхалия, введение в литургику и Священное Писание Ветхого Завета. На среднем отделении изучались: логика, психология, естествознание, физика, русская история, библейская история, герменевтика, патристика, Священное Писание Ветхого Завета и древние языки. На высшем отделении изучались: догматическое богословие, Священное Писание Нового Завета, нравственное богословие, пастырское богословие, обличительное богословие, литургика, гомилетика, каноническое право, общая церковная история, история Русской Церкви, а также – немецкий и французский языки, медицина и сельское хозяйство.

На момент своего открытия учебное заведение располагалось в доме купца Лаптева напротив Вознесенского собора. В 1872 г. была переведена в собственное помещение. Закрыта в 1918 году. Вновь открыта в 1994 г. как духовное училище, с 17 июля 1997 - получила статус духовная семинарии.

Источники –

http://palomnik63.ru/all_objects/detail/466_samarskaya_pravoslavnaya_du…

http://samara.orthodoxy.ru/content/life_of_the_diocese/theological_semi…

Вернуться к тексту книги