Перейти к основному содержанию

Там историческая Шапка Мономаха Владимира и бармы его –

Символ Российской державы, главное украшение русских царей, историческая реликвия.

Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Ивану Калите. До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства. По одной версии – это венец творенья византийских ювелиров, по другой – родина шапки Мономаха Средняя Азия, а по третьей она пришла с Ближнего Востока. В итоге этот атрибут стал символов власти древнерусских князей, а впоследствии - царей.                  

Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Так было до тех пор, пока в 1698 году не столкнулись с проблемой, когда на престол должны были взойти сразу двое братьев – Иван Алексеевич и Петр Алексеевич. Так как Иван был старшим братом, то для малолетнего Петра решили сделать так называемую шапку Мономаха второго наряда. И эту шапку уже изготовили российские мастера ювелирного дела. Бытует мнение, что могущество России как державы и величие Петра I как великого реформатора и первого российского императора (а именно Петр I был тем, кто первый надел новую шапку Мономаха) обязано появлению истинно русского символа преемственности власти. Хотя впоследствии все остальные цари надевали именно первую шапку Мономаха.

Бармы или оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда, ожерелья с крупными медальонами-подвесками.

                 

Известны же они были на Руси под именем оплечий значительно раньше. По преданию, их впервые прислали из Византии (Алексей Комнен) для Владимира Мономаха; но первое летописное известие о них встречается под 1216 г. , где сказано что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями.

Источники – https://ru.wikipedia.org/wiki/ Шапка_Мономаха

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бармы

 

Были мы и в Чудовом монастыре –                     

Единственный в Москве монастырь, освященный во имя праздника Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех, и самый известный из церковных памятников, разрушенных большевиками, до революции находился в Кремле на Ивановской площади – теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом. А в старину этот грандиозный московский монастырь даже назывался «Великой Лаврой».

Чудов мужской монастырь, по преданию, был основан в 1365 году наставником Дмитрия Донского митрополитом Киевским и всея Руси Алексием. А свое название получил по имени старинной церкви Чуда Святого Архистратига Михаила в Хонех.

  

Правда, легенда гласит, что однажды молитва святого Алексия исцелила от слепоты мать хана Золотой Орды Джанибека, Тайдулу. В благодарность за это чудо и получил митрополит двор ханских наместников в Кремле.

       

    Чудов монастырь во время коронации Николая II. 1896 год

 

В июле 2014 года Президент России В.В.Путин предложил прекратить на территории Московского Кремля реконструкцию 14-го корпуса, где находятся административные офисы, и возвести на его месте Вознесенский и Чудов монастыри.

Источники – http://www.pravoslavie.ru/53.html

https://drevo-info.ru/articles/15760.html

http://www.culture.ru/project/36129/vosstanovleni-chudov-i-voznesenskiy…

 

картина В.М.Васнецова Иван Грозный –

Виктор Михайлович Васнецов.

Царь Иван Васильевич Грозный, 1897 год, холст, масло,

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Эта картина была написана вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве. По словам Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году, когда он переехал в Москву.

«Не знаю отчего, - рассказывал он, - но при осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного, в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный гoлoc».                         

 

Источник – http://literatura5.narod.ru/vasnecov_grozny.html

 

Храм Василия Блаженного –

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, был возведен в 1565—1561 гг. по указу Ивана Грозного, давшего обет в случае успешного взятия Казани построить в память об этом событии церковь. Храм состоит из девяти церквей на одном фундаменте и колокольни. В народе он известен как собор Василия Блаженного.

В середине XVI века царь Иван IV вел войну с Казанским и Астраханским ханствами. Перед решающим походом 1552г. Иван Васильевич дал обет: в случае победы над опасным восточным врагом возвести храм. Тогда в память о важнейших событиях не ставили памятники, а строили церкви. Вначале в 1554г. рядом со стенами Кремля построили деревянный храм Покрова с семью приделами, а в 1555г. был заложен каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы — 9 церквей на едином подклете. Пять из них были освящены во имя святых и православных праздников, на дни которых состоялись важнейшие события Казанского похода.

Древние летописи называют нам строителей этого архитектурного чуда: русских зодчих Постника и Барму. Однако сегодня историки архитектуры все чаще говорят, что строительство храма не обошлось без участия западноевропейских мастеров – в соборе можно найти много деталей, аналогии которым встречаются в средневековой архитектуре Европы.

          

Через 30 лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм — св. Василия Блаженного, который и дал народное название всему собору. Но произошло это не сразу, а лишь в конце XVII в.

Юродивых на Руси любили, верили, что они брали на себя болезни для искупления человеческих грехов, и почитали как заступников простых людей перед власть имущими. А по легенде, после смерти Василия Блаженного даже сам Иван IV вызвался нести тело юродивого на кладбище.             

Главную столпообразную церковь в честь Покрова Божией Матери с шатром, увенчанным маленькой главкой, с четырех сторон окружают осевые церкви, между которыми устроены еще четыре — поменьше. Шатровая колокольня построена позже, в 1670-х гг.

Источник – http://www.patriarchia.ru/db/text/277545.html

Вернуться к тексту книги