Перейти к основному содержанию

6-й урок.

Религия в Древнем Египте

Образец письменности и изобразительного искусства
Древнего Египта — сцена суда Озириса.
«Книга мертвых». Папирус. XXI династия.
Использовано изображение из книги
«Древние цивилизации» («Мысль», Москва, 1989 г.)

Цель урока: 1) показать, что развитие религиозных представлений у древних египтян, как и у первобытных людей было вызвано беспомощностью перед силами природы и неумением объяснить несправедливости общественной жизни; 2) подчеркнуть роль религии как орудия угнетения трудящихся масс.

На этом уроке раскрываются понятия: религия, жрец, храм; продолжается работа над понятием знать.

Оборудование урока: картина «Храмовое хозяйство». Таблицы 15 и 16 Альбома по истории древнего мира. Желательно диапозитивы 22, 25, 27, 35 — 37.

Опрос: расскажите об образовании в Египте могущественного государства. Напишите столбиком на доске, при помощи чего рабовладельцы укрепляли свое господство над крестьянами, ремесленниками и рабами? Почему не было государства при первобытнообщинном строе? Почему оно возникло при рабовладельческом строе? В то время как один из учащихся изображает на доске схему управления в Египте, другой рассказывает, почему власть фараона в Египте называется деспотической. Для чего она была организована? Проверяется домашнее задание по работе с учебником: перечислите обязанности и права визиря, номарха, писцов.

Обобщая ответы, учитель отмечает: рабовладельцы с самого начала разделения общества на классы не чувствовали себя спокойно. Они боялись вое новых и новых восстаний угнетенных масс. В руках рабовладельцев была власть, войско, суд, тюрьмы. Чтобы крепче держать в повиновении крестьян и ремесленников, рабовладельцы использовали веру людей в богов — религию.

План изложения нового материала

1. Поклонение силам природы в Древнем Египте.

2. Вера в загробную жизнь. Погребение.

3. Храмы и жрецы.

4. Классовое значение религии.

Изложение новой темы начинается вопросами классу по ранее пройденному материалу: почему люди стали верить в богов? Как называется вера в богов и поклонение им?

Получив ответ, учитель рассказывает о появлении религии у древних египтян. Учитель подчеркивает, что вера в богов зародилась в Египте в результате бессилия человека, его неумения объяснить грозные явления природы и несправедливости общественной жизни. Эти идеи учитель раскрывает на конкретном материале. Он говорит, что, охотясь на зверей с самым несовершенным оружием, древние египтяне нередко погибали в борьбе с ними. Сила и ловкость животных, их более острое зрение, чутье и т. п. казались египтянам чудесными. Поэтому они начинают обращаться к животным за помощью, поклоняются им. Так у египтян появилась вера в богов-животных, птиц и даже насекомых.

Особенно почитались во всем Египте корова и бык.

Своих богов египтяне изображали в виде животных или людей, у которых часто вместо человеческого лица были головы льва, шакала, сокола и др. (Таблица 15 Альбома по древней истории или диапозитив 22).

Учитель проводит беседу: чем можно объяснить почитание животных в Египте? Когда оно могло возникнуть? Чем объяснить, что в более позднее время главным богом стало солнце, а его воплощением — бык?

Учитель говорит, что почитание животных возникло в древнейшие времена, когда предки египтян занимались охотой, тогда у каждого рода богом-покровителем считалось какое-либо животное. Это обожествление животных сохранилось и в более позднее время. Оно отразилось, например, в названиях номов. Поклонение корове и быку связано с распространением земледелия и скотоводства.

Затем учитель переходит к рассказу об обожествлении сил природы. Обрабатывая землю самыми простыми орудиями, египтяне затрачивали огромные усилия, но в то же время во всем зависели от природы. Они полагали, что все в природе живое: и солнце, и земля, и Нил. Египтяне обожествляли эти силы природы и поклонялись им. Бог Нила (или по-египетски Великий Хапи) и бог плодородной земли почитались во всем Египте. Главным богом стало солнце, почитавшееся под именем Ра в образе чаще всего быка.

Египтяне верили, что бог Ра создал землю, людей, животных, растения. Бог Ра говорит: «Когда я открываю глаза, на земле становится светло, когда я закрываю глаза, на земле наступает ночь». Так египтяне объясняли смену дня и ночи.

В октябре, в дни наивысшего подъема воды при разливе, весь Египет торжественно отмечал «праздник Нила» (эти дни празднуются и поныне). Нил прославляется в гимнах.

Привет тебе, Хапи (Нил),
выходящий из этой земли,
Приходящий, чтобы напитать Египет...
Создающий ячмень,
Взращивающий полбу (пшеницу)...
Когда он восходит, то земля ликует,
Все люди в радости,
Все спины трясутся от смеха,
Все зубы рвут пищу 1

Прочитав этот гимн, учитель спрашивает: почему египтяне так восхваляли Нил?

О своих богах египтяне создавали фантастические сказания - мифы. Излагается миф об Осирисе и Исиде, если он не был рассказан на первом уроке. Проводится его анализ: какие явления природы отражены в этом мире? Почему у египтян сложилось такое сказание? Если учащиеся уже знают этот миф и его значение, они о нем рассказывают.

Затем делается обобщение: религиозные представления египтян были тесно связаны с их занятием сельским хозяйством. Египтяне обожествляли те силы природы, которые имели большое значение в земледелии.

После этого вывода учитель останавливается на классовой основе религии в рабовладельческом обществе. Прежде всего она показывается на мифе о суде Осириса.

По верованиям египтян, Осирис, победивший смерть, стал главным богом загробного царства. Там он судит людей. В учебнике (стр. 23) или на диапозитиве 25 учащиеся могут рассмотреть древнеегипетский рисунок, изображающий суд Осириса.

Учащиеся находят владыку подземного царства, сидящего на троне как фараон. Позади его — богиня Исида с сестрой. Сорок два судьи задают умершему вопросы: повиновался ли покойный фараону, властям, знати, хорошо ли работал на полях фараона и его постройках и т. д. На весах сердце покойника уравновешено страусовым перышком, символом истины. Весы находятся в равновесии до тех пор, пока покойный говорит правду. Стоит ему солгать, как сердце затрепещет. Равновесие будет нарушено, судьи и бог узнают правду. Рядом с весами — бог мудрости с головой ибиса, покровитель писцов, записывает показания. Сын Осириса Гор, с головой коршуна, докладывает о результатах допроса. Если покойника находили безгрешным, Осирис отправлял его в рай, там было много воды и вдоволь пищи; в противном случае его пожирало страшное чудовище с туловищем льва и пастью крокодила, сидящее под весами.

На вопрос учителя учащиеся сами объясняют, что этим мифом о страшном суде, о наказании и награде на том свете религия помогала рабовладельцам держать простой народ в повиновении.

В древнейшие времена египтяне не понимали, отчего умирали люди. Они думали, что как оживает природа, так могут ожить в загробном мире и люди. Поэтому они считали необходимым сохранить тело умершего от разрушения. Рассказывая о мумификации покойников в Египте, учитель может показать изображение мумии и саркофага и на таблице 16 Альбома по древней истории и напомнить о гробнице фараона — пирамиде.

Тут же можно рассказать об одной из интереснейших археологических находок (см. Книгу для чтения «Древний Восток», статья «Гробница Тутанхамона»), В этой гробнице грудами лежали золотые вещи. Мумия фараона была заключена в восемь саркофагов — больших гробов, вложенных последовательно один в другой. Один из саркофагов оказался великолепной ювелирной работы из золота. Его с трудом подняли восемь человек.

Для погребения знатного человека египтяне сооружали в земле гробницу — целый дом.

Саркофаг ставили в гробницу. Туда же помещали все, что казалось необходимым в загробной жизни — пищу, одежду, предметы домашнего обихода, фигурки рабов, которые тоже оживут и будут обслуживать покойника. Стены гробницы расписывали картинами, изображавшими жизнь умершего и его богатства. Учащиеся обдумывают, кому было доступно такое погребение.

Так погребали только богатых людей. Беднякам привязывали к шее дощечку с именем и молитвой и зарывали прямо в песке, поближе к могиле богачей, чтобы душа бедняка могла питаться милостыней от богатого покойника. А умерших рабов просто выбрасывали на свалку.

Учащиеся делают вывод о классовом характере погребений.

Особенно заметно сказывалась классовая роль религии на положении ее служителей — жрецов.

Третий вопрос плана изучается на материале, приведенном в учебнике; показывается таблица 15 Альбома по древней истории или диапозитивы 35—37.

На картине «Храмовое хозяйство» внимание учащихся привлекается к зданию храма и положению жрецов. Жрецы пользовались доходами с храмового хозяйства и дарами, которые египтяне приносили богам. Жрецы говорили: «Любим богом послушный, непослушный ненавидим богом».

К какому классу общества следует отнести жрецов? Учитель указывает, что старшие жрецы храмов составляли влиятельную часть знати.

Закрепление проводится по всему новому материалу. Что понимается под словом религия? Почему в Египте возникла религия? Из чего видно, что религия укрепляла рабовладельческий строй в Египте?

После ответов учащихся им предлагается прочесть в учебнике вывод, напечатанный курсивом и объяснить его.

Домашнее задание: выучить по учебнику § 11, Объяснить, почему жрецы поддерживали власть фараона, а фараон заботился об умножении богатств и влияния храмов. Повторить в § 5 «Возникновение религии». Желающим зарисовать саркофаг или взвешивание сердца на суде Осириса.

Примечания

1. И. Петровский и А. Белов. Страна Большого Хапи, стр. 103.