Перейти к основному содержанию

9-й урок.

Письменность и начатки научных знаний в Древнем Египте

Цель 9-го и 10-го уроков: показать, что развитие хозяйства — земледелия, ремесла, обмена — и рост общения между людьми способствовали возникновению у египтян письменности и начатков науки; разъяснить великое значение открытия письменности и глубокую давность стремления человека познать окружающее и овладеть силами природы; познакомив учащихся с достижениями египетского народа в области культуры, подчеркнуть прогрессивное значение культуры; в то же время показать, что религия задерживала развитие науки в Египте и что господствующий класс рабовладельцев придавал культурным достижениям классовый характер, использовал их в своих интересах.

На этих уроках начинается работа над понятиями иероглиф, письменность, искусство; идет первое знакомство учащихся с некоторыми формами культуры. При изучении темы о культуре требуется особенно тщательная работа над обогащением словарного запаса учащихся.

Оборудование уроков: картины «Храмовое хозяйство» и «Постройка пирамиды». Дополнительно таблицы 19—23 Альбома по древней истории или диапозитивы 17, 34—47. На уроке или на внеклассном мероприятии желательно показать кадры о Египте из звукового узкопленочного кинофильма «По Северной Африке», Главснабпрос, 1955.

Опрос: рассказать об изменениях в долине Нила за 3 тыс. лет. Рассказать о походах Тутмоса III. Показать на примерах, что рабовладельцы Египта богатели за счет ограбления не только своего народа, но и соседей.

План изложения нового материала

1. Письменность.

2. Начатки научных знаний.

3. Обучение в Египте.

При изложении первого раздела плана можно использовать различный дополнительный материал: «Древний Восток» (стр. 71—80), М. Ильин «Черным по белому» (изд. 1941, стр. 30—35) или Н. Петровский и А. Белов «Страна Большого Хапи» (1955, стр. 84—95).

О походах, о жизни и истории Египта ученые узнали из многочисленных древнеегипетских памятников, сохранившихся доныне.

Учитель сообщает, что письменность в Египте зародилась за 4 тысячи лет до н. э. Предлагает вспомнить, какие изменения в хозяйстве египтян произошли к этому времени (стр. 16).

Египтяне накопляли трудовой опыт, наблюдая природу замечали, когда разливался Нил и т. п. Они хотели записать вое это. Так родилась потребность в письменности. После образования государства эта потребность увеличилась. Учащиеся объяснят, почему.

Сначала письменные знаки египтян были похожи на рисунки. Учитель рисует некоторые иероглифы (см., например, таблицу 21 Альбома по древней истории). Знаки-рисунки называются иероглифами. Сначала каждый иероглиф обозначал целое слово (приводится пример рисунка солнца). Позже иероглифы стали обозначать не только целые слова, но и отдельные слоги, а еще позже и отдельные звуки. Так, кружок с точкой изображал слово солнце, свет, но был в то же время слогом «ра». В этом была большая трудность.

Иероглифов в египетском письме было около 700. В слабом классе можно ограничиться этим сообщением, прочитать с учащимися первый абзац на стр. 30 и рассмотреть помещенную тут же таблицу с иероглифами.

В более сильном классе можно привести пример со словом пире. План дома означал слово «дом», но в других случаях, — слог, в котором было две согласных «п» и «р». Дом по-египетски — пер. Египтяне писали только согласные, гласную можно было подставлять любую. Поэтому рисунок дома мог входить как слог во многие слова, имеющие эти две согласные. Так, например, слово «выходить» — пире — изображалось иероглифом дома. Но чтобы не спутать, что обозначает в данном случае иероглиф, рядом с ним писали дополнительный иероглиф, который помогал понять написанное, а именно, рисовали две ноги; этот дополнительный иероглиф указывал, что здесь идет речь о движении, и, следовательно, слово надо читать не как «дом», а как «выходить».

Все это делало египетскую грамоту необычайно сложной и трудной. Иногда египтяне обозначали уже и отдельные буквы, например, изображение пера обозначало звук и. Но они не перешли к чисто звуковому письму. В сильном классе можно разъяснить, что причиной этого являлось наличие в Египте многих наречий. Северяне плохо понимали южан, но прекрасно понимали написанное. На севере вставлялись свои гласные буквы, на юге — свои. Слова звучали по-разному, но написаны были одинаково. Это письмо было для Египта удобным и способствовало общению граждан между собою.

Разбираются помещенные в учебнике (стр. 29) имена Птолемей и Клеопатра, написанные иероглифами-звуками. Имена собственные заключались в рамочку.

Затем учитель рассказывает о материале для письма.

Египтяне высекали надписи на камне, писали на глиняных черепках, на коже, но самым распространенным материалом являлся папирус. Рассказав по учебнику о его изготовлении, учитель сообщает, что египтяне писали черней и красной красками при помощи тростниковой палочки. Знаков препинания не ставили. Новое предложение начинали красной краской.

Благодаря сухости воздуха в Египте многие древние папирусы сохранились до нашего времени. Часть их находится в наших музеях — Государственном Эрмитаже в Ленинграде и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Что записывалось на папирусах?

Возникновение научных знаний было связано с практической деятельностью человека. Ежегодные переписи имущества вызвали к жизни арифметику. Приходилось производить расчеты в в хозяйственной жизни. Учитель предложит учащимся самим перечислить, в каких случаях требовались арифметические подсчеты и затем сообщит, что египтяне знали четыре действия арифметики, умели обращаться с дробями; но выучиться арифметике было очень трудно, так как они не умели считать так просто, как мы. Например, чтобы умножить число на число египетский знаток математики удваивал множимое, затем снова удваивал полученный результат, пока не увеличивал множимое в нужное число раз.

Часто при разливах Нила уничтожались границы полей. Поэтому нужно было вновь измерять участки и отмечать их границы. Приходилось определять площадь поля. Египтяне создали начатки геометрии.

Для земледельческого хозяйства египтян было важно установить начало и конец разлива Нила. Наблюдая за разливами реки, жрецы заметили, что вскоре после того, как первый раз появится над горизонтом яркая звезда Сириус, начинается разлив Нила. От жрецов жители Египта узнали, когда надо открывать плотины, начинать пахать и сеять. Жрецы знали об этом благодаря своим наблюдениям за небесными светилами, а сами утверждали, будто это открывают им боги. Таким путем жрецы внушали народу, что он должен повиноваться и чтить их, как доверенных богов.

Начало подъема воды в районе г. Мемфиса считалось в Египте началом года. Учащиеся вспомнят, на какой день нашего календаря пришелся бы египетский Новый , год. Регулярность разливов реки легла в основу счета времени. Египтяне установили год в 365 дней и разделили его на 12 месяцев по 30 дней в каждом, в конце года было еще пять праздничных дней. Таким образом, египтяне составили календарь, т. е. установили порядок исчисления времени в году. Учащиеся отмечают сходство египетского календаря с нашим. Наблюдая над разливами Нила, египтяне изучали одновременно звездное небо. Так у них появились зачатки знаний в области науки астрономии. Они смогли даже составить карту звездного неба.

Занимаясь бальзамированием трупов, египтяне хорошо изучили строение человеческого тела и его внутренних органов (т. е. науку анатомию). Им была известна деятельность сердца, связь его с кровеносными сосудами. Так, в одном медицинском сочинении говорилось: «Кладущий свои пальцы на голову, на затылок, на руки, на область сердца, на ноги, на всякое место, обследует сердце, потому что сосуды сердца имеются в любой части тела» 1. Врачи были знакомы с деятельностью мозга. Они прописывали рецепты после обследования больного. Они умели делать операции.

Учитель предлагает учащимся перечислить, начатки каких наук зародились в Египте. Затем читается обобщение — курсив в учебнике о задерживающей роли религии (стр. 29).

В заключение урока учитель рассказывает об обучении в Египте, пользуясь статьей «Ухо мальчика на его спине» из книги для чтения «Древний Восток» (стр. 70—81) Учащимся можно показать изображение школьной тетради египетского мальчика с решением геометрической задачи (диапозитив 44 или таблица 22 Альбома по древней истории) и привести условие задачи из Книги для чтения «Древний Восток» (стр. 78).

Эту последнюю часть урока можно провести другим вариантом, активизируя учащихся: по материалу Книги для чтения и книги «День египетского мальчика» учащиеся могут под руководством учителя подготовить несколько сообщений о том, как выглядела школа Древнего Египта, на чем и как писали, о приемах преподавания и кто мог обучаться. Рассказы учащихся запоминаются иногда не хуже изложения педагога.

В заключение учитель укажет, что египетская школа тоже служила интересам рабовладельцев. Она была недоступна простому народу, главное назначение ее было в подготовке чиновников для государственного управления.

Закрепление: почему изобретение письменности считается таким важным? В чем трудности египетского письма? Кому служила египетская школа? Как жрецы использовали науку в своих целях?

В тетрадях начинается в классе таблица:

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Египет 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменность Науки

иероглифы арифметика геометрия астрономия медицина         

 

 

 

 

Домашнее задание: выучить по учебнику § 14. Нарисовать в тетради несколько иероглифов.

Примечания

1. Н. Петровский и А. Белов. Страна Большого Хапи, стр. 294.