Перейти к основному содержанию

10-й урок.

Литература и искусство Древнего Египта

Опрос: напишите таблицу по культуре Египта. Расскажите о возникновении в Египте письменности. Нарисуйте несколько иероглифов. Расскажите на чем и как писали древние египтяне. Расскажите, почему возникли начатки знаний и какие науки появились в Египте? Из чего видно, что религия задерживала развитие науки? Опишите, что вы узнали о египетской школе. Кому служила египетская наука и школа?

После обобщения ответов учащихся учитель говорит, что египетское искусство и литература тоже служили преимущественно рабовладельцам, хотя создателями их были простые труженики.

План изложения нового материала

1. Искусство.

2. Литература.

3. Значение древнеегипетской культуры.

Прежде чем прослушать рассказ о древнеегипетском искусстве, учащимся предлагается перечислить, какие виды искусства они знают и что понимается под каждым из них. Попутно с изложением материала определения уточняются и записываются. Учащимся указывается, что в Древнем Египте существовали все виды искусства.

Характеристику их можно начать с архитектуры (строительное искусство). Учащиеся перечисляют, какие грандиозные сооружения древнего Египта уже им известны. Чем поражают нас пирамиды, кроме своей величины? Учитель напоминает о совершенстве обработки и укладки каменных плит.

Изображения Большого сфинкса и пирамид в современном их состоянии учащиеся видели на стенной картине и на обложке учебника. Их фотографии в крупном плане, а также детали их каменной кладки, вершину одной из пирамид с сохранившейся древней облицовкой, восхождение на пирамиду — учитель найдет в книге И. Ганзелки и М. Зикмунда «Африка грез и действительности» (т. 1, на фото между 160—161 стр.).

Наряду с пирамидами, замечательными памятниками строительного искусства являются храмы Древнего Египта. Изображения храма имеются в учебнике (общий вид на стр. 27 и внутренность на стр. 33), а также на таблице 17 Альбома по древней истории. Крупным планом храмы и отдельные колонны показаны в книге И. Ганзелки и М. Зикмунда (между стр. 208—209 и 240—241). Учащимся предлагается мысленно совершить путешествие в храм эпохи расцвета Египетского государства, которое учитель заимствует из книги «Страна Большого Хапи» (глава «Среди леса колонн и полчища статуй») или в Руководстве к Альбому по древней истории.

Храмы строились из разноцветного камня. Стены и колонны покрывались изображениями и надписями. Верхняя часть колонны— капитель — часто делалась в виде цветка лотоса или листьев папируса. Все работы по сооружению храмов, как и пирамид велись вручную по планам и расчетам руководителей строительства — архитекторов (диапозитивы 35—38).

Скульпторы (учащиеся читают в примечании на стр. 33, кого называют скульпторами) создавали статуи царей и знатных лиц. Учащимся предлагается вспомнить, какие статуи фараонов или знати они видели, как изображались эти лица. Затем еще раз их внимание обращается на одно из замечательных произведений египетского искусства — уже известную им статую писца (рисунок учебника на стр. 32). К тому, что учащиеся вспомнят об этой статуе, учитель добавляет: и сейчас в музее, в Париже, эта статуя производит на посетителя впечатление живого человека, которое усиливается тем, что статуя раскрашена, а глаза сделаны из цветных камней.

«Простых людей» — крестьян, ремесленников, рабов — скульпторы и живописцы изображали за работой (живопись — искусство писать картины красками).

Вспомните, куда и зачем помещались такие изображения. Эти скульптуры и рисунки полны жизни, движения (дополнительно к рисункам, имеющимся в учебнике, желательно показать таблицы 10—11 Альбома или диапозитив 3).

Если учащихся несколько поразит манера изображения людей на египетских рисунках, следует пояснить, что по правилам египетского искусства каждую часть тела рисовали в том положении, в каком она лучше всего видна. Поэтому голова и ноги всегда рисовались в профиль, а плечи — спереди.

Учитель обратит внимание на то, кому служили эти замечательные здания, простоявшие почти пять тысячелетий, и противопоставит высокое мастерство египетских умельцев, примененное для прославления фараона и знати, примитивности их орудий труда.

Древнеегипетские рисунки и надписи рассказывали ученым об истории и жизни далеких веков. Другим источником наших знаний является литература.

До нас дошло много литературных произведений древних египтян. Так, на стенах гробниц художник изображал полевые работы или ремесленников за работой. Свои рисунки он сопровождал надписями со словами, которые обычно произносили работающие. Среди таких «разговорных надписей», встречаются песенки крестьян, исполнявшиеся при работе.

Крестьяне во время молотьбы, понукая быков, распевали песенку:

Молотите для себя, молотите для себя,
Вы — волы, молотите для-себя.
Молотите для себя солому для корма
И зерно для ваших господ.
Не давайте себе отдыха, —
Нынче ведь прохладно...

Песня носильщиков приведена в учебнике (стр. 32).

Конечно, много народных песен и сказок не было записано и не дошло до нас.

Прочитав песенку, учитель спрашивает учащихся: о чем пели крестьяне? Какие еще народные песенки древних египтян известны вам?

Яркий след в египетской литературе оставили многочисленные путешествия в другие страны. Особенным успехом пользовался у египтян «Рассказ о потерпевшем кораблекрушение» (см. в Книге для чтения «Древний Восток» стр. 87—90 или в сборнике «Египетские сказки»). В учебнике изложено другое произведение — «Повесть о Синухете», очень характерное для египетской деспотии.

Обобщая материал, учитель подводит учащихся к выводу, что все памятники искусства были сделаны руками египетского народа, но плоды его трудов присваивали рабовладельцы. Для них строились дворцы, храмы, они читали египетские книги, изучали науку, обучались в школах. Широкие народные массы не могли воспользоваться всей этой культурой. Им оставалось в своих рабочих песенках высказывать желание скорей окончить непосильный труд.

Для закрепления можно предложить маленькую письменную работу (по колонкам) на проверку усвоения только что объясненного и выученного к этому уроку: перечислить известные учащимся памятники архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, начатки наук. После записи сделать устную проверку.

Чрезвычайно полезно для закрепления материала на уроке или во внеклассном мероприятии воспользоваться кадрами об Египте звукового узкопленочного кинофильма «По Северной Африке», составленного по автомобильному путешествию 1947 года чешских инженеров И. Ганзелки и М. Зикмунда. Перед демонстрацией дать учащимся задание: отметить в современном Египте то, что сохранилось от древности. После показа провести беседу.

Заключительная беседа: что понимается под памятниками культуры какого-нибудь народа?

Домашнее задание: выучить по учебнику § 15. Выучить наизусть одну из песенок египетского народа. Уметь описать один из памятников архитектуры или скульптуры. В таблице по культуре заполнить графу об искусстве. Уметь перечислить памятники искусства Древнего Египта по отдельным отраслям.