6-й урок. Афинская рабовладельческая демократия

6-й урок.

Афинская рабовладельческая демократия

Цель урока: показать учащимся, что главной задачей Афинской демократии было держать в повиновении рабов. Второй ее задачей было расширять и укреплять Афинский союз и содействовать развитию торговли и ремесла в Афинах; подчеркнуть ограниченность рабовладельческой демократии.

На уроке раскрывается понятие рабовладельческая демократия.

Оборудование урока: картина «Афинское народное собрание».

Опрос: труду какого класса своим развитием обязана Греция? Назовите источники рабства. Как происходила торговля рабами? Где применялся труд рабов? Расскажите о работе рабов в рудниках. Как было организовано производство в мастерских? Почему рабовладельцы подвергали рабов тяжелым наказаниям? В чем проявлялась борьба рабов против рабовладельцев?

Обобщая ответы, учитель говорит, что третьим источником богатства Афинского государства был труд рабов. Он напоминает другие источники обогащения Афин. Вследствие эксплуатации рабов, ограбления союзников, господства над путями в Эгейском и Черном морях, хозяйство Афин достигло расцвета, а вместе с тем начался и политический расцвет Афинского государства.

План изложения нового материала

1. Борьба народа за власть.

2. Перикл.

3. Управление государством.

4. Рабовладельческая демократия и ее значение.

Изложение начинается с раскрытия причин борьбы народа за власть — возросшего значения демоса в хозяйственной и политической жизни страны. Демос начал борьбу за уравнение в правах с богатой верхушкой. Вождем народных масс стал Перикл.

С учащимися рассматривается портретная статуя Перикла, изображенная в учебнике Ф П. Коровкина (стр. 106) или С. И. Ковалева (стр. 96).

Это бюст работы греческого скульптора V в. до н. э. Перикл изображен в шлеме с забралом, которое поднято вверх. Мастер хотел подчеркнуть, что Перикл много лет избирался стратегом, т. е. командиром армии. На статуе надпись по-гречески — «Периклес».

В личной характеристике Перикла можно сказать, что он был богат, обладал умом, волей и исключительным красноречием. Его популярность объясняется политикой, которую он проводил в интересах мелких рабовладельцев и городского демоса. К его мнению прислушивались на народном собрании и в государственных учреждениях.

Подчеркнув, что в 444 году до н. э. афинский демос победил и добился уравнения в правах с богатыми рабовладельцами, учитель говорит, что главным органом управления государством стало народное собрание; учитель вывешивает на доске картину «Народное собрание в Афинах», дает ее описание и проводит ее анализ:

В Афинах, на холме, называемом Пниксом, происходили народные собрания. На возвышении стоит председатель собрания. Ораторы по очереди выступают с речами. По ступеням сходит Перикл, только что окончивший речь. Счетчики голосов, стоящие в разных местах, подсчитывают голосующих. На ступенях сидят секретари, записывающие решения собрания. Справа внизу изображен полицейский раб-скиф, изгоняющий с собрания иностранца, которому посещение народного собрания афинян запрещалось.

Что происходит на собрании? Кто из граждан выделяется по одежде? Покажите их на картине.

Обобщая ответы, учитель указывает, что в левом углу картины изображены крестьяне. Они редко бывали на собрании, хотя имели право их посещать. Чтобы посетить собрание, они должны были затрачивать два-три дня на путешествие в город. Вот почему на собрании их мало. Обращается внимание учащихся на их недоуменные лица и жесты. Горожанин им объясняет, что происходит на собрании. В центре картины стоят богатые аристократы, противники народной власти. Они воздерживаются от голосования, так как не сочувствуют принимаемому горожанами решению.

Народное собрание выбирало всех должностных лиц. Все должности в государстве стали доступны свободным афинским гражданам-мужчинам, даже самым бедным; теперь эти должности оплачивались. Судьи получали по три обола в день, члены совета по драхме. В Афинах стали оплачивать гражданам службу в армии и флоте (4 обола). Всего граждан, получавших плату от государства, в Афинах насчитывалось около 20 тысяч человек. Можно добавить, что была введена раздача бедным гражданам денег на покупку билетов в театр. Для многих граждан государственная служба сделалась единственным источником дохода. Со стороны рабовладельцев эти мероприятия были своеобразной попыткой привлечь на свою сторону бедноту и, тем самым противопоставить ее рабам.

Затем учитель знакомит учащихся с новым устройством государственного управления и чертит на доске схему управления Афинским государством. Учащиеся записывают схему в тетрадь.

 

УПРАВЛЕНИЕ АФИНСКИМ ГОСУДАРСТВОМ В СЕРЕДИНЕ V В. ДО Н. Э.

 

Окончив рассмотрение схемы, учитель переходит к раскрытию понятия рабовладельческая демократия. Он* задает вопрос: кто участвовал в народном собрании в Афинах, т. е. управлял страной?

Получив ответ, что в народном собрании принимали участие все свободные мужчины, не взирая на свое материальное положение, учитель делает вывод, что такой политический строй, где власть находится в руках народа-демоса, называется демократическим. Затем учитель объясняет слово «демократия» по его корням: демос — народ и кратос— власть.

Продолжая работу над понятием рабовладельческая демократия, учитель составляет на доске схему численного состава населения Аттики.

СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ АТТИКИ В V В. ДО Н. Э.

Афинских граждан:

 

 

 

мужчин

45 тысяч человек

женщин и детей

60 тысяч человек

иностранцев

20 тысяч человек

рабов

100 тысяч человек

 

 

 

Анализируя таблицу, учитель показывает, что властью пользовалось не все население. К участию в управлении были допущены только свободные мужчины-афиняне, достигшие двадцати лет. Рабы, иностранцы, женщины не допускались к управлению государством. Таким образом, Афинская демократия была властью не всего народа, а только рабовладельцев, живших за счет доходов от эксплуатации рабов. Поэтому Афинское демократическое государство было рабовладельческой демократией. Главной ее задачей было держать в повиновении рабов.

Затем учитель вскрывает вторую задачу рабовладельческой демократии: расширять и укреплять Афинский морской союз, развивать ремесло и торговлю и за счет доходов Афинского государства поддерживать свободную бедноту. Эти мероприятия способствовали могуществу тех групп населения, вождем которых был Перикл.

Закрепление: почему демос стал бороться за право управлять государством? Как было организовано управление государством при Перикле? Почему управление Афинским государством называется рабовладельческой демократией? Какие задачи стояли перед рабовладельческой демократией?

Домашнее задание: выучить по учебнику Ф. П. Коровкина § 46; по учебнику С. И. Ковалева § 50 до конца. Объяснить, почему в Афинах возникла рабовладельческая демократия. Объясните, почему на схеме народное собрание нарисовано наверху. Рассмотрите картину в учебнике «Афинское народное собрание» и найдите на ней должностных лиц; умейте найти аристократов, горожан и крестьян.