Перейти к основному содержанию

2-й урок.

Возникновение театра

Цель этого и следующего урока: показать учащимся, что греческий театр, его устройство, написанные для него произведения были тесно связаны с народным творчеством, народным бытом и политической жизнью общества; показать, что театр играл большую роль в общественной жизни греков.

На уроках раскрываются понятия: театр, трагедия, комедия.

Оборудование урока: картина «Греческий театр». Таблицы 65 и 66 Альбома по древней истории. Диафильм «Культура Греции», кадры 25—36.

Опрос: как обучались древние греки? Почему греки придавали большое значение физическим упражнениям? Как происходили Олимпийские игры? Как чествовали победителя на играх? Какое значение в жизни греков имели Олимпийские игры?

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что греки придавали большое значение умственному и физическому воспитанию. Одним из способов воспитания было посещение театра, который возник в Греции в глубокой древности.

План изложения нового материала

1. Происхождение театра.

2. Устройство театра.

3. Трагедия и комедия.

Изучение нового урока начинается с рассказа учителя о происхождении театральных представлений.

Рассказав о зарождении, организации и проведении праздников в деревне, а также подчеркнув происхождение названия песен (трагедия и комедия), учитель делает вывод, что театральные представления зародились в греческих деревнях из трудовой деятельности крестьян, из их празднеств, связанных с виноградарством.

Если позволяет время, можно в рассказ вставить как пример песен часть мифа о Дионисе, хотя бы «Дионис и морские разбойники» 1.

Учитель отмечает, что с победой демоса над аристократией почитание сельского бога перешло в города, а вместе с ним перешли и театральные представления. В городах стали строить особые здания для этих представлений, называемые театром. Писатели стали сочинять специальные тексты песен. Так в городе окончательно сложился театр.

Рассказав о происхождении театра, учитель вывешивает картину «Греческий театр» и переходит к ее описанию.

На картине показано представление в театре Диониса на склоне Афинского Акрополя. Театр находится под открытым небом, он вмещает около 17 тысяч зрителей. Театральные представления могли посещать только свободные граждане. Они сидят на скамьях, поднимающихся полукругом (амфитеатр). Посередине видна площадка, называемая орхестра (отсюда наше слово оркестр). На ней помещаются музыканты и стоит хор, разделенный на две половины. За орхестрой возвышается здание с тремя дверьми, которое называлось скене (отсюда наше слово сцена). Если актер выходил или входил в среднюю дверь, зрители знали, что действующее лицо вышло или вошло в царский дворец. Левая дверь означала, что актер прибыл издалека, из чужой страны. Если актер появлялся из правой двери, зрители знали, что он пришел из города.

Таких декораций, как у нас, греки не знали. Они устанавливали между дверьми на скене картины, помогающие понять, где происходит действие.

Если по ходу действия актер должен был исчезнуть или внезапно появиться, для этого применялись разные приспособления. Так в полу скене имелся люк, откуда с помощью специального подъемника подымался или опускался актер. В потолке скене был тоже люк, откуда на особых платформах или блоках спускали актеров, изображавших богов.

Когда события принимали совершенно неожиданный оборот, греки говорили, что они совершались, как «бог из машины», т. е., как бог в театре.

Прерывая рассказ, учитель спрашивает учащихся: какие части греческого театра имеются в нашем театре?

Затем учитель рассказывает, что при громадных размерах театра артисты должны были надевать маски, изображающие то радостное, то печальное или спокойное лицо. Цвет платья артистов тоже имел значение. Черный цвет был траурным, а лица несчастные или беглецы одевались в грязно-белые или голубые платья. Артисты носили особую высокую обувь, которая хотя замедляла движения артистов, но увеличивала их рост. Эту обувь надевали актеры, когда изображали богов и царей. Одновременно учитель показывает изображение актеров и масок (таблица 65 Альбома по древней истории или кадры 25—26 упоминавшегося уже диафильма). Изображение трагического актера приведено в учебнике Ф. П. Коровкина на стр. 111. Учитель подчеркивает, что маски, одежда, обувь были необходимы, чтобы каждый зритель мог видеть актера, ибо театральные представления посещали десятки тысяч человек.

В заключение учащимся предлагается перечислить и показать по картине основные части театра.

Домашнее задание: выучить по учебнику Ф. П. Коровкина § 48 до раздела «Трагедия»; по учебнику С. П. Ковалева § 53 до раздела «Трагедия». Составить рассказ по картине «В греческом театре».

Примечания

1. Н. А. Кун. Мифы и легенды Древней Греции, М-, 1957, стр. 77—80.