Перейти к основному содержанию

4-й урок.

Искусство Древней Греции (архитектура, скульптура)

Афродита Книдская, 350—330 гг. до н. э. Лувр, Париж.
Κνίδια Αφροδίτη Πραξιτέλη

Цель урока: показать, что искусство в Древней Греции было связано с расцветом демократии и было призвано обслуживать широкие круги свободного населения.

Оборудование урока: таблицы 54, 55, 64 и 68 из Альбома по древней истории; кадры 1—6 из диафильма «Культура Греции».

Опрос: каких авторов греческих трагедий и комедий вы знаете? Назовите известные вам произведения. В чем сходство и отличие трагедии и комедии? Расскажите о значении древнегреческого театра. Можно видоизменить опрос, задав дополнительные вопросы: расскажите содержание трагедии «Антигона». Кто был ее автором? Какую идею содержит трагедия «Антигона»?

Обобщая ответы учитель говорит, что греческий театр возник в результате народного творчества и имел в жизни греков большое значение. Наряду с театром в Греции получило развитие и греческое изобразительное искусство, т. е. архитектура, скульптура и живопись.

План изложения нового материала

1. Забота древних греков об украшении своих городов.

2. Афинский акрополь.

3. Памятники архитектуры, скульптуры и живописи.

4. Значение греческого искусства.

Изучение нового материала начинается с рассказа, как выглядел древнегреческий город. До греко-персидских войн за городской стеной тянулись узенькие и кривые улицы; здесь в темных, маленьких комнатах жила греческая беднота. Большую часть времени бедняки проводили на улице или в крошечном дворике, где работали, отдыхали и спали при хорошей погоде. В центре города имелись большие дома. Выделялись красотою и размерами общественные здания: храмы, гимнасии, рынки.

После греко-персидских войн, когда во многих государствах Греции начался расцвет демократического строя, граждане стали восстанавливать свои города, перестраивать и украшать их. Демократическое правительство затрачивало большие средства на строительство общественных зданий и украшение города, что обеспечивало заработок свободной бедноте.

Затем вывешивается картина «Афинский акрополь». Учитель сообщает, что после греко-персидских войн на акрополе был построен ряд зданий. Сооружением руководили лучшие архитекторы Греции, их украшали лучшие живописцы и скульпторы, в их числе и знаменитый скульптор Фидий. Акрополь высится на скале в центре города и хорошо виден из любого района города. Новые мощные стены окружили акрополь. Вход на холм был только с западной стороны в виде узкой тропинки. Входом служило здание с шестью колоннами — Пропилеи 1.

Учащимся предлагается далее самим сказать, что они еще видят на акрополе. Учитель поясняет изображения 2.

Объяснив архитектурные и скульптурные памятники, помещенные на картине, учитель знакомит учащихся с особенностями греческой архитектуры. Он обращает внимание учащихся на Парфенон и на нем показывает основные части греческого здания: трехступенчатое основание, колоннаду, капители, колонны, карниз, крышу с фронтоном (см. рисунок в учебнике, стр. 113). Очень хорошо одновременно на доске зарисовать отдельные части греческого здания, а затем закрепить анализ рассмотрением греческого храма (таблица 55 или 64, кадры 1—4 диафильма). Можно привести мифы, послужившие сюжетом для скульптур Парфенона. К сожалению, в учебниках нет рисунка внутренней части Парфенона. Можно, однако, использовать рисунок храма Зевса Олимпийского, помещенный на стр. 80. Описание храма приведено в Хрестоматии 1956 г. (стр. 239).

Чтобы подробнее остановиться на скульптуре, учитель с учащимися рассматривают изображение статуи Дискобола (таблица 54, кадр 12 или учебник стр. 114).

Статуя изображает юношу, бросающего диск. Скульптор Мирон прекрасно передал движения юного гимнаста. Можно рассмотреть с учащимися таблицу 59 Альбома по Древней истории и сравнить статуи Парфенона с Дискоболом Мирона.

О живописи греков на уроке не приходится много говорить, так как она до нас почти не дошла. С учащимися рассматривается изображение вазы на таблице 68 Альбома по древней истории.

Дабы показать, что греческое искусство было связано с народом и служило ему, учитель вновь возвращается к картине и обращает внимание учащихся на процессию. Описание процессии можно заимствовать из Руководства к картинам. Учитель подчеркивает, что искусство греков было связано с народом.

В заключение учитель отмечает, что греческие художники, скульпторы и архитекторы сумели создать прекрасные произведения искусства, которые и по сей день пленяют нас. Современные художники используют в своих работах великие достижения греческого искусства.

Закрепление: почему в Греции получило распространение искусство? Назовите известные вам памятники греческого искусства. Каково значение греческого искусства?

Домашнее задание: выучить по учебнику Ф. П. Коровкина § 49; по учебнику С. И. Ковалева § 54. Подготовить по рисунку в учебнике «Афинский акрополь» рассказ о нем. Желательно нарисовать в тетради греческий храм.

Примечания

1. Сравни Пропилеи у Смольного в Ленинграде.

2. М. В. Андреева и др. Руководство к картинам, стр. 47—52,