Перейти к основному содержанию

Гельвеций Клод Адриан (1715—1771) — представитель французского материализма 18 века. Основу философии Гельвеция составил сенсуализм Локка, из которого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Гельвецию, познается при помощи ощущений. Другим орудием познания Гельвеций считал память, которую определял как «длящееся, но ослабленное ощущение». Упрощенно трактуя мышление, Гельвеция понимал под ним лишь комбинирование ощущений. Он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Однако определяющую роль в общественном развитии, по Гельвецию, играют человеческое сознание и страсть. Глубокая характеристика взглядов Гельвеция дана Марксом: «Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания — вот главные моменты его системы» (Т. 2. С. 144). Признание Гельвецием решающей роли среды в формировании человека, его идея гармонического сочетания личных и общественных интересов, идея равенства умственных способностей сыграли большую роль в философском обосновании утопического социализма. Сочинения: «Об уме» (1758) и «О человеке» (1769, изд. 1773).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 84-85.

Также читайте на сайте "Румянцевский музей" статью Т.Б. Длугач о книге французского философа К.А. Гельвеция - Гельвеций. О человеке, его умственных способностях и его воспитании.

Гельвеций. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Раздел X.

Самое сильное доказательство могущества воспитания — это постоянно наблюдаемая зависимость между различными видами воспитания и их различными продуктами или результатами. Дикарь неутомим на охоте; он бегает быстрее, чем цивилизованный человек, потому что дикарь больше упражнялся в этом. Цивилизованный человек образованней дикаря; у него больше идей, чем у последнего, потому что он получает больше различных ощущений и потому что он благодаря своему положению более заинтересован в том, чтобы сравнивать их между собой...