Перейти к основному содержанию

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих (1776— 1841), — немецкий философ-идеалист, психолог и педагог. Основой всего существующего Гербарт считал «реалы» — вечные, неизменные, духовные (как «монада» у Лейбница) и непознаваемые (как «вещь в себе» у Канта) сущности. «Душа» — наиболее совершенный «реал», порождающий все психические явления. В логике Гербарта стоял на позициях Канта. В педагогике он отошел от демократических принципов своего учителя Песталоцци. Отдельные его взгляды (деление внимания на активное и пассивное, признание опытной психологии и др.) сыграли положительную роль. Религию он обосновывал телеологией. Социально-политические взгляды Гербарта реакционны: он отвергал конституционный строй, высшей добродетелью народных масс считал подчинение господствующим классам.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 88.

Гербарт. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания

Большинство тех, кто занимается воспитанием, совершенно не постарались о том, чтобы выработать себе круг собственных воззрений в этой области. Он складывается у них постепенно из их собственных особенностей и из индивидуальности и окружения питомца. Если они отличаются изобретательностью, то они пользуются всем, что им попадается, чтобы подготовить возбуждения и занятия для предмета своего попечения; если же они отличаются осторожностью, то они отделяют то, что может повредить здоровью, добродушию и манерам. Таким образом, вырастает мальчик, испытавший свои силы на всем, что не является опасным, способный обдумывать и действовать в повседневном; усвоивший все чувства, которые мог внушить ему тот узкий круг, в котором он живет. Если он действительно таким вырастет, то с этим можно поздравить...

Гербарт. Первые лекции по педагогике (1802 г.)

Определение может явиться значительным результатом целого ряда размышлений только После первой попытки отделить существенное от случайного. Кто не видит, что именно следует отделить, тому определение не покажет, что было отделено при его установлении и насколько правильно это было сделано. В таком случае оно явится скорее неожиданностью, чем подтверждением собственного мышления. Вместо определения я постараюсь выделить из неразработанной мысли, связанной со словом «воспитание», главные признаки, поскольку это необходимо, чтобы начать нить дальнейшего исследования...