Перейти к основному содержанию

Галенин Б. Царская школа. М., 2013 (фрагменты из разных глав)

Галениной Кармии Константиновне
Георгиевскому Глебу Борисовичу
Минееву Виктору Елеазаровичу
посвятившим совокупно
сто пятьдесят лет жизни
отечественной авиации

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о связи математики и богословия

 

 

Примечания

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. – М.: Отчий дом, 2009. Примечание. С. 179-182.

Ни одна наука, кроме математики

«К этой [математической] теории [о безконечном] мы обращаемся часто, чтоб по возможности правильно и точно объяснить отношения тварей к Творцу, в собственном смысле непостижимые и необъяснимые.

Неспособна к такому объяснению ни одна наука, кроме математики.

Она, одна она, доказывая неприступность бесконечного к постижению его, ставит в правильные отношения к нему все числа, то есть все виды тварей».

Вселенная есть число

«Вселенная есть число, и все составные части ее суть числа». [Еще раз напомним, что слово «число» не должно смущать читателя: выше святитель Игнатий уже сказал, что под числами он подразумевает «все виды тварей», иными словами – все сотворенное, то есть не имеющее самостоятельного существования в самом себе].

«Непосвященный в таинства математики никак не совместит в себе понятия, что все числа, столько различные между собою, вместе совершенно равны одно с другим в отношении к бесконечному.

Вполне естественно миру быть сотворенным из ничего

«При посредстве неоспоримых выводов математики делается очевидным, что понятие о числе есть понятие относительное, а не существенное». [Святитель Игнатий приписывает сущностное значение в математике только актуальной безконечности].

«Это понятие, составляя естественную принадлежность ограниченных разумных тварей, составляя неотразимое последствие впечатлений, под влияние которых твари вступают вместе с вступлением в существование, никак не может быть принадлежностью Существа безконечного».

Что открывают нам естественные науки

«В помощь математике приходят естественные науки, к которым она относится как душа к телу. Без математики они не могут существовать; они строятся и держатся на ней, как плоть на скелете. Во всей природе господствует строжайший математический расчет.

Что ж открывают нам естественные науки?

То, что вещество, в среде которого мы вращаемся, которое видим и осязаем разнообразно и прикосновениями, и слухом, и вкусом, и обонянием, ‒ это вещество не только не понято, не постигнуто нами, ‒ мало этого! ‒ оно непостижимо для нас.

Неограниченное не может быть постигнуто ограниченным

«Если так, то сотворение мира Богом есть математическая необходимость и истина.

Сколько верна эта истина, столько верна и та истина, что мироздание, как дело Ума неограниченного, не может быть постигнуто, обсуждено и проверено ограниченным умом человеческим.

Первую истину открывает человекам, заодно с наукою, Божественное Писание; на основании второй истины человеческий разум не имеет ни права, ни возможности отвергать того повéдения [повествования, сведения] о миросотворении, которое читаем в Книге Бытия.

Когда математика безмолвствовала

«Бог объявил о Себе в Евангелии:

Я ‒ жизнь (ср.: Ин. 11:25).

Жизнь эта так всемогуща, что дала существование всей твари, существующей существованием, заимствованным из Саможизни, что возвращает жизнь тем тварям, которые утрачивают свою жизнь смертью.

Жизнь безконечная не может не быть всемогущею.

Согласно с положительною наукою святая Церковь исповедует, что души человеческие и Ангелы безсмертны не по естеству, а по Божией благодати. Какое верное суждение: оно сделано в то время, когда математика безмолвствовала об этом предмете».

Выставлять бред свой за истину к погибели своей

«Необходимо усвоить себе понятия о безконечном различии безконечного, и по естеству и по свойствам, от чисел, и при суждениях о Боге повсюду иметь в виду это различие, определять его,  чтоб не увлечься к суждениям, превышающим нашу способность понимания, и потому к суждениям неправильным по необходимости.

Без этого придется бред свой выставлять за истину к погибели своей и к погибели человечества.

Дело православных христиан даровать человечеству истинную философию

«Желательно, чтобы кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество Православной Церкви и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах.

Мудрец греческий Платон воспрещал упражнение в философии без предварительного изучения математики.

Верный взгляд на дело!

Без предварительного изучения математики с зиждущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы.