История Средней Азии и Ирана в древности ещё мало изучена, так как на территории этих стран было найдено очень мало письменных источников. Среди немногочисленных клинообразных персидских надписей, относящихся к царствованию первых персидских царей из династии Ахеменидов (558—330 гг. до н. э.), наибольшее значение всё ещё имеет большая надпись, высеченная на Бехистунской скале, к востоку от Керманшаха. В этой надписи персидский царь Дарий I подробно описывает, как после смерти Камбиза он подавил восстания, разгромил всех мятежников, совершил поход против саков и восстановил целостность Персидского государства. Этому же царю принадлежит и клинописная древне-персидская надпись с египетским переводом, сохранившаяся в районе Суэцкого канала. В этой надписи говорится о сооружении канала, соединяющего Нил с Красным морем, после чего «корабли пошли по этому каналу из Египта в Персию». О строительной деятельности Дария I сообщается в надписи о постройке дворца в Сузах. Эта надпись, найденная в развалинах этого древнеэламского города, содержит ряд ценных сведений о различных материалах, доставленных для постройки дворца из многих далёких стран. В надписях Дария I, в частности в Бехистунской и Накши-Рустамской (около Персеполя), сохранились списки областей и стран, входивших в состав Персидского царства. Большое значение для изучения религии древних персов имеет недавно найденная надпись Ксеркса, в которой запрещается культ древних племенных богов — дайвов и устанавливается государственный культ верховного бога Ахурамазды.
Многие персидские надписи сохранились не только в персидских клинописных текстах, но и в переводах на вавилонский, эламский и египетский языки, что даёт возможность тщательно и всесторонне изучить содержание и форму этих надписей.
Немногочисленность древнеперсидских надписей в некотором отношении восполняют вавилонские и египетские надписи. Так, например, манифест Кира и Вавилонская хроника Набонида подробно описывают взятие Вавилона войсками Кира и содержат ряд сведений о внешней и внутренней политике основателя Персидского государства. Большое количество нововавилонских документов времени Ахеменидов проливает яркий свет на хозяйственный и общественный строй Месопотамии этого времени. Не меньшее значение имеют египетские надписи времени завоевания Египта персами и господства в Египте персидских царей. Так, например, надпись первосвященника богини Нейт в Саисе, египетского жреца Уджагорресента, даёт возможность установить взаимоотношения между высшим египетским жречеством и персидским царём. К этому же времени относятся и демотические надписи, характеризующие хозяйственную жизнь Египта в период его завоевания персами. Наконец, некоторое значение имеют и арамейские надписи, найденные в различных частях обширного Персидского государства, в частности в Египте.
Недостаточное количество надписей времени Ахеменидов требует тщательного использования памятников материальной культуры, произведений искусства и предметов религиозного культа. Раскопки, производившиеся на территории Ирана всё ещё в очень скромных размерах, дали, однако, некоторые ценные результаты.
Археологическое обследование Ирана начато было в середине XIX века. Фланден и Коста произвели первые раскопки дворца в Персеполе. Они нашли здесь памятники скульптуры и сделали попытку восстановить тронный зал персидских царей. Большие раскопки в конце XIX в. произвёл в Сузах де-Морган, обнаружив целый ряд археологических слоёв начиная со времён архаики, когда ещё применялись каменные орудия, и вплоть до расцвета Персидского государства, когда Сузы были одним из важных административных и культурных центров Ирана. Наконец, уже в XX столетии частично была раскопана столица древней Персии — Персеполь. Здесь были обнаружены развалины большого дворца, построенного на искусственно созданной террасе, к которому ведут широкие лестницы, украшенные барельефами, и монументальные ворота со статуями священных крылатых быков, охранителей царского дворца. Среди замечательных памятников искусства, найденных в Персеполе, особенный интерес представляют изображения царя, а также данников различных племён, несущих разнообразные дары.
Значительно большее научное значение представляют крупные раскопки советских учёных в различных районах Средней Азии. Эти археологические работы позволили установить, что в Средней Азии существовали очень древние очаги человеческой жизни и культуры. В гроте Тешик-Таш были найдены остатки детского скелета и каменные орудия грубой формы времени палеолита. Развитие материальной культуры древнейшего населения Средней Азии можно проследить довольно подробно со времён неолита, периода появления медных, а затем распространения бронзовых орудий. Для этих периодов особенное значение имеют памятники так называемой «культуры Анау», впервые обнаруженные около Ашхабада, а затем найденные в разных районах Средней Азии. Среди этих памятников большой интерес представляют остатки расписной глиняной посуды, украшенной своеобразным геометрическим орнаментом.
Эти предметы по материалу, по форме и по художественному орнаменту относятся к так называемой «крашеной керамике типа Анау», которая встречается в южной части Средней Азии, в Фергане и в Хорезме.
Очень большое значение для изучения материальной культуры и истории древнейших народов Средней Азии имели раскопки, которые с 1937 но 1951 г. велись в Хорезме и дали очень значительные научные результаты. В песках Кызыл-Кумской пустыни была обнаружена неолитическая стоянка с большим количеством кремнёвых и костяных орудий. В более поздних стоянках были найдены бронзовые орудия, наконец в стоянках первого тысячелетия до н. э. были обнаружены железные орудия. Судя по сохранившимся образцам глиняной посуды, материальная культура преемственно развивалась на протяжении нескольких тысячелетий у племён, населявших древний Хорезм. Раскопки «городищ с жилыми стенами», поселений различного типа вплоть до целых городов впервые дали представление о древней хорезмийской культуре, охватывающей целое тысячелетие напряжённой исторической жизни (VI век до н. э. — VI век н. э.). Особенный исторический интерес представляют обнаруженные в различных поселениях «Дома огня», которые были центрами общественной жизни и имели, возможно, религиозное значение, а также замечательные памятники искусства — монументальной росписи и скульптуры. Более поздние поселения древнего Хорезма могут быть датированы благодаря найденным в них монетам первых веков н. э.
Ряд раскопок, давших ценный археологический материал, был произведён во многих других районах Средней Азии. Раскопки возле Термеза установили, что этот район был населён со времён неолита и что за несколько веков до н. э. здесь находился древний город. Отдельные археологические комплексы и даже отдельные памятники, найденные в самых различных частях Средней Азии, позволяют ныне изучать историю древнейших народов Средней Азии в тесной связи с историей народов всей Передней Азии, Индии и даже Китая. Особенное значение среди этих памятников имеют роскошные ювелирные изделия «Аму-Дарьинского клада», относящиеся ко времени Ахеменидов. Античные авторы сообщают целый ряд существенно важных сведений о древней истории Ирана и Средней Азии. Среди греческих историков первое место занимает Геродот, который подробно рассказывает об истории Мидии и Персии. Рассказы Геродота далеко не являются во всех случаях точными, но всё же во многом достоверны и часто подтверждаются другими источниками. В некоторой степени, но с большой осторожностью может быть использован более поздний религиозный сборник древних персов «Авеста», отредактированный в первых веках н. э. Глухие воспоминания о далёком прошлом сохранились в позднейшей художественной литературе вплоть до X—XI веков, как, например, в известной поэме Фирдоуси «Шах-Наме», а также в народном эпосе среднеазиатских народов, в частности таджиков.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 519-525.