Перейти к основному содержанию

В плеяде выдающихся советских педагогов, заложивших фундамент социалистической школы на заре Советской власти, Антон Семёнович Макаренко по праву стоит в первой шеренге. В его жизни счастливо сплавились вдохновенные и трудные годы становления новой, советской государственности с плодотворными поисками в области коммунистического воспитания. Макаренко-практик и Макаренко-теоретик неразделимы. Единство его опыта и воззрений, воплотившееся в новаторскую систему педагогики, актуально в условиях современного социалистического общества как никогда. Вот почему вновь и вновь миллионы людей во всём мире обращаются к страницам его книг, живо интересуются его личностью и творческой биографией.

Теория и практика системы воспитания Антона Семёновича Макаренко полна научным революционным содержанием. Это и есть та новая педагогика, в которой научность органически сливается с активным гуманизмом. Сила этого учения, его доступность разуму и сердцу советских людей глубоко выражена в словах Макаренко: „В каждой мысли, в каждом движении, в каждом дыхании нашей жизни звучит слава нового гражданина мира. Разве можно не услышать этого звучания, разве можно не знать, как мы должны воспитывать наших детей?" (Т. 4. С. 11).

Сказать так вдохновенно мог лишь тот, кто не только уловил это звучание, но и сумел марксистско-ленинскую теорию воспитания связать с замечательной практикой, сумел раскрыть подлинную науку о воспитании, доступную не только избранным талантам, но и каждому, кто искренно и честно служит идеалам коммунизма.

Смелый новатор, художник слова, Макаренко помогает понять красоту новых человеческих отношений, нового доверия к человеку, красоту требовательной дисциплины, великую мощь коллектива. Всё это по существу глубоко революционно, сливается в единое целое как организованное созидание человека. В педагогике А. С. Макаренко, в разработанных им методах и формах воспитания диалектически раскрываются тот новый строй человеческих отношений, та новая нравственность, „основанием для которых является победившая идея человеческой солидарности". Чувство солидарности с трудящимися всех стран - главнейшее политическое качество новых граждан мира. Чтобы воспитать такое качество,

 

писал Макаренко, „школа должна бороться за коммунизм с такой же волей, с таким же мужеством, с таким же напряжением, как и всё наше общество" (Т. 5. С. 426).

Система Макаренко учит диалектическому методу в решении сложных задач воспитания. Она - блестящее применение марксизма-ленинизма в практике воспитания. Потому и оказалось богатство этой системы жизненным и неиссякаемым, потому и становится она всё более и более актуальной. Результаты использования этой системы убеждают, что наше воспитание стоит на правильном пути.

Вспомним предсмертный фрагмент статьи Макаренко, в котором с необычайной силой прозвучали его последние мысли: „Сумма правильных марксистски освещённых знаний, - писал он, - пришедших к нам из учёбы из каждого нашего дня, дают нам возможность добиваться в воспитании хороших результатов, но мы довольны ими только потому, что не знаем, какими грандиозными они могут быть".

Грандиозность результатов, возможность не допускать в воспитании ни одного процента брака, ни одной загубленной жизни" - а в этом и видел Макаренко „небывало прекрасные наши возможности" - он связывает с созданием „специальной воспитательной дисциплины", подчёркивая, что эта дисциплина ещё не создана, но её „именно у нас в Советском Союзе создадут" (Т. 5. С. 523).

В трудах А. С. Макаренко находим мы органическую связь теории и методики воспитания - двух основных разделов науки о воспитании. Её исходная позиция так определена корифеем советской педагогики: Целесообразность и диалектичность воспитательного средства - вот основные положения, которые должны лечь в основу советской воспитательной системы. Человек не воспитывается по частям, он создаётся синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных" (Т. 5. С. 104-105). В этом - главнейшие находки Макаренко, в них будущее теории и практики воспитания, пути их развития.

Что сам он очень скромно оценивал свой труд, утверждая что нет какой-то особой „макаренковской" системы, что его система - простая, советская система воспитания. Однако мы не знаем педагогических трудов, подобных трудам Макаренко, в которых была бы сформулирована целостная система коммунистического воспитания, единая для всех воспитательных учреждений независимо от их специфики.

По-новому раскрывает Макаренко многие педагогические положения, раскрывает их в прекрасном движении к лучшим, более совершенным формам: единый детский коллектив педагогов и детей - как субъект воспитания, дисциплину - как нравственную категорию, суровость – как самую большую гуманность. Он раскрывает новое понимание честности и поднимает до уровня новых моральных норм такие качества, как точность, деловитость, способность ориентировки, вежливость, т. е. качества, ранее

 

относившиеся к категории поступков, которые или проверялись только с деловой точки зрения, или относились к внешним формам поведения.

Макаренко, о какой бы моральной норме ни говорил, настаивал на том, что наша мораль „требует общего равнения на поведение самое совершенное" и что главными ориентирами в развитии и воспитании моральных норм должны быть высокая гражданственность и высокая человечность.

Особенно ценным и актуальным является для нас важнейший принцип педагогической системы А. С. Макаренко - основополагающий марксистский принцип соединения обучения с производительным трудом. Именно этот принцип цементирует всю систему А. С. Макаренко в единое целое и в конечном счёте определяет место и цель каждого воспитательного средства в общей системе воспитания.

Наше общество с небывалым напряжением решает огромное количество проблем, порождённых современностью и оставленных нам в наследство предшествовавшими веками. Это проблемы войны и мира, окружающей среды и здравоохранения, продовольственная проблема, освоение космоса и защита его от ядерного оружия и многие другие. Среди них и ещё одна земная глобальная проблема, которая уходит корнями в глубь веков, в фабричную систему Роберта Оуэна, в которой К. Маркс и Ф. Энгельс обнаружили „зародыш коммунистического общества". Это проблема раннего включения детей в материальное производство, в педагогически организованный, опирающийся на целенаправленную психологическую основу производительный труд.

При капитализме привлечение детей в промышленность всегда носило и носит самые уродливые формы эксплуатации детского труда. Подвергая её сокрушительной критике, К. Маркс тем не менее настаивал на том, ««то участие детей в великом деле общественного производства - прогрессив­ная, здоровая и законная тенденция даже в условиях буржуазного общественного строя. В будущем, по Марксу, когда общественный строй примет разумные формы, „каждый ребёнок с 9-летнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый трудоспособный взрослый человек, должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками"[1]. Единственно правильным способом участия детей в промышленном производстве основоположники научного коммунизма считал включение их в трудовой процесс в форме соединения производительного труда с обучением. Проблема включения детей в материальное производство очень трудна и сложна, но вместе с тем необычайно важна, особенно тем, что речь идёт не только о воспитании вообще, а о воспитании рабочего поколения. Именно поэтому К. Маркс считал, что от её решения всецело зависит будущее человечества[2].

 

Идея соединения воспитания с материальным производством провозглашена в „Манифесте Коммунистической партии". Основоположники научного коммунизма видели в таком соединении не только одно из средств для увеличения общественного производства, но и единственное средство для производства всесторонне развитых людей. Единственное!

Следуя Марксу, В. И. Ленин, находясь в далёкой сибирской ссылке, в заснеженном морозном Шушенском, писал, что строителей коммунистического общества надо готовить и воспитывать в школе только через соединение производительного труда с обучением. „Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания" [3].

Эти положения, выдвинутые В. И. Лениным, были включены в программу партии - так велико было их значение. Наряду с политическими и экономическими задачами они стали первоочередными мероприятиями Советского государства по строительству социалистического общества.

В. И. Ленин говорил о бесплатном и обязательном общем и политехническом образовании, предлагал „обеспечение тотчас и на деле перехода к политехническому образованию, используя для этого всякую электрическую станцию и всякий подходящий завод" [4]. „Задача школ 2-й ступени (вернее: высших классов 2-й ступени) (12-17), - писал он, - дать вполне знающего своё дело, вполне способного стать мастером и практически подготовленного к этому столяра, плотника, слесаря и т. п., с тем, однако, чтобы этот „ремесленник" имел широкое общее образование (знал minimum основы таких-то и таких-то наук; указать точно, каких); был коммунистом (точно указать, что должен знать); имел политехнический кругозор и основы (начатки) политехнического образования..."[5].

Победа Великого Октября не просто освободила человека труда от цепей эксплуатации и унижения - она несказанно подняла в обществе авторитет труда, предоставила гражданам право на труд и открыла перед ними небывалый простор для осуществления этого права. Труд стал высшим мерилом достоинства и общественного престижа личности.

Идея соединения обучения с производительным трудом стала ведущим принципом построения советской школы.

В „Положении об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики", утверждённом на заседании ВЦИК РСФСР 30 сентября 1918 г., говорилось, что „основой школьной жизни должен служить... производительный общественно необходимый труд.

 

Он должен быть тесно, органически связан с обучением, освещающем светом знания всю окружающую жизнь. Постоянно усложняясь и выходя за пределы непосредственной обстановки детской жизни, производительный труд должен знакомить детей с самыми разнообразными формами производства, вплоть до самых высших. Школа, в которой труд будет планомерно и социально организован, является школьной коммуной, тесно и органически связанной по своим трудовым процессам с окружающей жизнью... Сами трудовые процессы будут воспитывать в детях ту внутреннюю дисциплину, без которой немыслим рационально поставленный коллективный труд. Дети принимают живое участие во всех трудовых процессах школьной жизни, в числе которых организационные моменты, вытекающие из принципа разделения труда, должны сыграть весьма существенную воспитательную роль. При этом учащиеся научатся оценивать способы "планомерного расходования трудовой человеческой энергии и воспитают в себе чувство ответственности как за ту часть работы, которая выпадает на долю каждого из них в данном рабочем коллективе, так и за успех всей работы в целом. Короче говоря, коллективный производительный труд и организация всей школьной жизни должны воспитывать будущих граждан Социалистической республики"[6].

Советские педагоги развернули активный поиск организационных форм реализации принципа соединения обучения с производительным трудом. Как государственная задача трудовое воспитание молодёжи впервые в наиболее полной форме было осуществлено А. С. Макаренко и С.Т. Шацким в детских трудовых организациях 20-30-х годов.

В коммуне имени Дзержинского было организовано производство фотоаппаратов ФЭД, на заводе воспитанники выполняли отдельные мельчайшие операции. Это оказалось весьма полезным, так как каждый воспитанник, освоив какую-то одну из операций и доведя её до совершенства, переходил к другой. В конечном итоге, освоив большое количество различных операций, воспитанник действительно становился квалифицированным работником широкого профиля. При заводе были созданы плановый отдел, большой инструментальный цех, коммерческий отдел, конструкторское бюро и т. п. Вместе с трудовыми навыками воспитанники приобрели навыки и организаторские, которые, как говорил А. С. Макаренко, особенно нужны гражданам Советского Союза. Он рассказывал, какое влияние оказывало производство на характеры его воспитанников" „У меня бывают часто коммунары, вышедшие из коммуны... Это все люди, получающие или получившие высшее образование. Там есть и историки, и геологи, и врачи, и инженеры, и конструкторы и т. д. Но у всех в характере есть особая черта широты и разносторонности взглядов, привычек, точек зрения и т. д." (Т. 5. С. 201-202).

Подобные наблюдения за своими воспитанниками и дали Антону
Семёновичу основание назвать идеальным тот период в коммуне имени

 

Дзержинского (1930-1931 гг.), когда в ней были все формы серьёзного производства, строгий порядок, стройная зависимость между всеми рабочими процессами, нормы выпуска, нормы качества. Коммунары жили в атмосфере трудового энтузиазма, „спокойного, ровного, видящего далёкие перспективы коллектива".

А. С. Макаренко выявлял новую роль производительного труда в воспитании: „процесс обучения в школе и производство продукции крепко определяют личность... они уничтожают ту грань, которая лежит между физическим и умственным трудом..." (Т. 5. С. 311).

Необходимо добиваться того, чтобы учёба в школе и работа на производстве обеспечивали эту функцию производительного труда. Так и должно идти формирование всесторонне развитых людей, которые, как говорил В. И. Ленин, умеют всё делать. Это один из путей решения важнейшей социальной проблемы преодоления существующих различий между умственным и физическим трудом.

К сожалению, опыт А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого и других передовых педагогов не изучался и не оценивался надлежащим образом. Он был мало известен педагогам и нередко истолковывался односторонне и в искажённом виде. Одна из крупных ошибок состояла в том, что на вооружение брали отдельные элементы системы Макаренко, не воспринимая и не используя главное - её целостный характер. Игнорировали или оставляли в тени основное положение: „только организация школы как хозяйства сделает её социалистической".

Сейчас мы вплотную подошли к необходимости перестройки школы на основе всесторонней, целенаправленной и планомерной реализации этого основополагающего принципа системы Макаренко. Очевиднее и отчётливее начинает выступать целостный характер его системы воспитания, необходимость глубокого её осмысления и использования в решении масштабных задач, поставленных апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, XXVII съездом партии, февральским (1988 г.) Пленумом ЦК КПСС.

Задачи трудового воспитания школе необходимо было решать так, как это нужно для школы общеобразовательной, трудовой, политехнической. Учебно-материальная база школы, её связи с предприятиями, традиция общественно полезного производительного труда в соединении с обучением могли стать прочной основой дальнейшего совершенствования трудового воспитания в новых исторических условиях.

Именно это направление и легло в основу педагогической практики А. С. Макаренко, определило её успех и непреходящую ценность для советской школы на современном этапе её развития.

Практическое воплощение принципа соединения обучения с производительным трудом стало предметом внимания передовых советских педагогов. Этот принцип лёг в основу деятельности школьного завода „Чайка", опыт которого подробно анализируется во второй части книги.

Постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства - о воспитании школьников в духе рабочего человека. Этого должна была добиться и последняя реформа,

 

стержнем которой мы считаем перестройку всего трудового воспитания. Но этого не случилось. И на XX съезде ВЛКСМ М. С. Горбачёв оценил состояние реализации реформы школы как „пробуксовку".

Трудовое воспитание - то направление, на котором „решается главная задача, создаются предпосылки нашего ускоренного движения вперёд, успеха самой перестройки. Ведь главное действующее лицо перестройки - это народ, человек. Для перестройки нужен человек умный, преданный делу социализма, компетентный, профессионально подготовленный"[7].

В решении задач, поставленных перед советской школой, педагогическая теория и практика А. С. Макаренко имеют неоценимое значение.

На февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачёв особо подчеркнул, что „нет никакого сомнения: всё, что касается школы, образования и воспитания, напрямую связано с развитием социализма, с перестройкой. Более того, представляет собой важнейшее её направление. Напомню, что уже в первые, труднейшие послереволюционные годы В. И. Ленин считал строительство новой, советской школы одним из самых неотложных дел партии...

Так стоит вопрос и сегодня, когда наше общество осуществляет революционный переход к качественно новому состоянию. Оно нуждается в гражданине образованном, убеждённом, преданном социализму и вместе с тем - активном, ищущем, умеющем жить и работать в условиях демократии, хозяйственной самостоятельности коллективов, в обстановке возрастающей экономической и социальной ответственности за себя и страну" [8].

 

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 16. С. 197.

[2] См. там же. С. 198.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 485.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 87.

3 Там же. С. 230.

[6] Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1972 гг. М., 74. С. 134.

[7] Горбачёв М. С. Молодёжь - творческая сила революционного обновления. Выступление на XX съезде ВЛКСМ 16 апреля 1987 г. M., 1987. С. 20.

[8] Горбачёв М.С. Революционной перестройке - идеологию обновления. Речь на Пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1988 г.; постановление Пленума ЦК КПСС. М.. 1988. С. 3-4.