Перейти к основному содержанию

Классики марксизма считали, что социалистическое общество основано «на началах коллективизма, на общем владении средствами производства» 1. В социалистическом обществе коллектив является одним из наиболее необходимых условий всестороннего и гармонического развития каждого его члена. «Только в коллективе,– писали К. Маркс и Ф. Энгельс,– индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» 2.

Эти принципиально важные положения марксизма закреплены и получили дальнейшее развитие в директивных документах Коммунистической партии и Советского правительства. Принцип коллективности является ведущим принципом в их деятельности. Решая задачи ускорения социально-экономического развития страны, партия в политической области предусматривает развёртывание социалистического самоуправления народа путём всё более полного вовлечения граждан в управление государственными и общественными делами 3.

Уже в первые послереволюционные годы проблема коллектива стала предметом разностороннего научного изучения. Её в той или иной степени касались А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. М. Бехтерев, А. С. Залужный, М. М. Пистрак и другие. Проблемы коллективистского воспитания были широко отражены и в первых документах Советской власти,

______определявших сущность социалистической системы народного образования и коммунистического

1             Маркс К., Энгельс Ф.  Соч.– Т. 19.– С. 18.

2             Там же.– Т. 3.– С. 75.

3             См.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.– М.: Политиздат, 1980.– С. 140.

[105]

воспитания («Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы», «Декларация о социальном воспитании Наркомпроса УССР», «Кодекс законов о народном просвещении УССР» и др.).

Большая заслуга в разработке теории коллектива принадлежит Н. К. Крупской. Она глубоко обосновала принципиально важное для социалистической педагогики положение о том, что «лишь в коллективе личность ребёнка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личности ребёнка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» 1. Разумеется, не всякую группу людей, выполняющих какое-то конкретное дело, можно назвать коллективом. Нельзя ставить знак равенства между простым скоплением детей (в школе, в классе, в интернате и т. п.) и коллективом. Коллектив предусматривает хорошо налаженную организацию. «Коллектив,– писала Надежда Константиновна,– есть группа, сплочённая общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» 2.

Н. К. Крупская полагала, что в советской школе чрезвычайно большую роль играют вопросы самоуправления, что «вопросы самоуправления столь же важны, как и вопросы содержания преподавания» 3. Самоуправление в школе, по её мнению, должно строиться по образцу Советской власти, на принципах демократического централизма. Она решительно выступала против «административно-дисциплинарного уклона» самоуправления, против того, чтобы использовать его для своеобразных милицейских функций в помощь учителю и руководству школы. Самоуправление должно направляться на развитие коллективистских начал в жизни и деятельности молодёжи, на воспитание в ней чувства высокой ответственности за порученное дело и за состояние дел всего коллектива, то есть на воспитание коммунистической нравственности.

Самоуправление выполняет исполнительские функция. Оно не совместимо с формально бюрократическим подходом к делу. Говоря о явных извращениях в этом вопросе, Н. К. Крупская отмечала, что «формализм заедает ученическое самоуправление. На самоуправление возлагается очень много непосильных и чисто формальных обязанностей... Живой работы в школе мало». Она настаивала на том, чтобы

____

1 Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6-ти т.– М.: Педагогика. 1978–1980 – Т. 3. – С. 153.

2 Там же.– С. 403.

3 Там же.– С. 312.

[106]

 «разгрузить органы самоуправления от милицейских функций», «изгнать из них ненужную формалистику» 1.

Наиболее последовательно реализовал установки на коллектив-ное воспитание, обеспечил их дальнейшее развитие и конкретизацию, разработал соответствующую систему работы А. С. Макаренко. Великое учение марксизма-ленинизма в области коммунистического воспитания он переложил на язык конкретного педагогического дела, определил и тщательно проверил основные педагогические закономерности, разработал систему форм, методов, способов и приёмов, направленных на формирование у подрастающего поколения коммунистического мировоззрения и нравственности.

Значительный научный интерес представляет лекция А. С. Макаренко о коллективе и личности, с которой он выступил 9 августа 1923 г. перед работниками детской колонии им. В. И. Ленина в с. Писаревщина Полтавской губернии. В архиве сохранились записи лекции слушателем, в которых достаточно хорошо представлены ведущие вехи макаренковской теории коллектива.

Ликвидировав частную собственность на средства производства, Октябрьская революция акцентировала внимание на коллективистские начала во всей жизнедеятельности человека. Отсюда А. С. Макаренко делает вывод о том, что «человек и коллектив – это центральные вопросы пролетарской революционной педагогики», что моральный и умственный рост человека возможен только в коллективе, являющемся его жизненной средой 2. Именно это положение упускали из виду старые педагоги (Кей, Толстой, Шаррельман и др.).

А. С. Макаренко исходил из того, что не может быть такого положения, чтобы коллектив прогрессировал, а индивиды стояли на месте и наоборот. Между индивидуумом и коллективом существует прямое взаимодействие. Именно потому воспитатель должен находиться в среде коллектива и руководить его движением, сливая свои силы с силами коллектива.

Принципиально важным признаком коллектива является его трудовая, деятельностная основа. Поэтому дети, поступившие в распределитель *, не являются в полном смысле коллективом, как не являются коллективом и пассажиры, ожидающие поезд, хотя они могут организо-

_________

1             Крупская Н. К. Педагогические сочинения,– Т. 3.– С. 319.

2             Цит. по: Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко.– С. 27.

* Речь идёт о детприёмнике-распределителе, куда в 20-е годы поступали дети для их обследования и решения вопроса о направлении в соответствующие типы детских учреждений.

[107]

ваться во временный коллектив, например, в какой-то ситуации у них возникает деятельность: они требуют, просят, посылают делегацию.

В том же 1923 г. (точная дата не установлена) А. С. Макаренко выступал с докладом и на кустовом собрании учителей в с. Зенцы, под Полтавой. Наряду с вопросами трудового воспитания он также излагал основные вопросы концепции коллективного воспитания.

Несомненный теоретический и практический интерес представ-ляет мысль А. С. Макаренко о том, что в здоровом, хорошо организованном детдоме, с крепкой дисциплиной совершенно не страшен, а иногда даже и желателен незарегистрированный педагогами коллектив. Вообще же опираться на теорию деления коллектива на «организованный» и «самовозникший» ему представлялось «несколько преждевременным и опасным» 1.

Учение А. С. Макаренко о коллективе является выдающимся вкладом в педагогическую науку. Здесь для него не было никаких компромиссов. Он категорически осуждал попытки подводить под понятие коллектива любые ячейки с положительным социальным статусом и настойчиво доказывал, что «только социальное единство, построенное по социалистическому принципу, может быть названо коллективом», что «коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения» 2.

Коллектив учителей и учащихся, указывал А. С. Макаренко,– это не два коллектива, а один, и к тому же коллектив педагогический. Воспитание такого единого коллектива, полагал он,– «единственный путь правильного воспитания» 3. Только создав единый школьный коллектив, можно пробудить в детском сознании могучую силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора.

Причины многих провалов школьного воспитания Антон Семёнович усматривал в отсутствии школьного коллектива. Одновременно он высказывал твёрдую уверенность в том, что «в школе можно создать единый коллектив» 4.

Серьёзным недостатком воспитательной системы в школе он считал то, что класс в ней «не играет роли первичного коллектива, т. е. связующего звена между личностью и целым коллективом, а часто является и последним

_____

1             Макаренко.– Т. 1.– С. 117.

2             Там же.– С. 176.

3 Там же.– Т. 4 – С. 234.

4 Там же.– С. 295.

[108]

коллективом» 1. Первичный коллектив объективно имеет тенденцию отойти от интересов общего коллектива, замкнуться в своих интересах. При таких условиях он теряет свою ценность как первичный коллектив, поглощая интересы общего коллектива, а это делает переход к интересам общего коллектива весьма трудным.

Принципиально важным, с точки зрения А. С. Макаренко, является то, что первичный коллектив, во-первых, не должен оттеснять общий коллектив и подменять его, и, во-вторых, должен быть основным звеном, связующим общий коллектив с отдельной личностью. В практике А. С. Макаренко таким первичным коллективом был разновозрастный отряд.

Организация коллектива, по мнению А. С. Макаренко, должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе, который уже не может делиться на более мелкие коллективы. Во главе первичного коллектива непременно должен быть единоначальник, являющийся в то же время и уполномоченным от своего коллектива в общеколлективном органе. Разновозрастный характер первичного коллектива, напоминающий семью, наиболее выгодный в воспитательном отношении. В нём «создаётся забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений» 2.

Организация первичных коллективов в форме разновозрастных отрядов «создаёт более тесное взаимодействие возрастов и является единственным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений» 3. В таких условиях младшие дети получают разнообразную информацию, усваивают навыки правильного поведения, рабочую сноровку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших же детей забота о младших и ответственность за них воспитывают такие необходимые для советского гражданина черты, как уважение к человеку, великодушие и требовательность, качества будущего семьянина и т. д.

Самую важную организационно-исполнительскую роль в деятельности макаренковского коллектива играл совет командиров, состав которого систематически менялся. Совет представлял всю колонию или коммуну, а не одно какое-то её подразделение. В своих решениях он всегда исходил с позиций общеколлективных интересов, не допуская никаких случаев цеховщины и цехового рвачества. Благодаря этому

____

1             Макаренко.– Т. 4.– С. 161.

2             Там же.– С. 251.

3             Там же.– Т. 1.– С. 268.

[109]

удавалось избегать какого-либо раскола коллектива, вражды, неудовлетворённости, зависти и сплетен.

Совет командиров не имел никаких признаков бюрократического органа. Он не составлял даже планов своей работы. Это был орган управления, работающий над задачами и темами, возникающими ежедневно.

Исключительное значение в коммуне имел комитет комсомола. Не подменяя многочисленных рабочих органов коллектива, он выполнял в нём руководящие и направляющие функции, был фактически самым важным политическим органом.

Основным центром воспитания являлся кабинет директора, где проводились все важнейшие организационные мероприятия коммуны и куда имел право в любое время зайти, сесть на свободный стул и слушать всё, выпавшее на его долю, любой коммунар. Главная забота директора – руководство органами школьного самоуправления.

А. С. Макаренко придавал огромное значение в воспитательной работе общему собранию воспитанников как наивысшему органу коллектива. Он говорил, что если бы ему пришлось работать в массовой школе, то он начал бы не с формы и не с создания традиций, а «с хорошего общего собрания, где так, от души, в лоб сказал бы ребятам: во-первых, чего я от них хочу, во-вторых, чего я от них требую, и, в-третьих, я предсказал бы им, что у них будет через два года» 1. Он верил в то, что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение. В слове руководителя воспитанники должны ощущать его волю, культуру, личность.

Собрания коллектива, по мнению А. С. Макаренко, «должны быть всегда строго деловыми и не отнимать у воспитанников много времени» 2. В макаренковских коллективах был установлен такой порядок, что выступающий на собрании имел право говорить не более одной минуты, без каких-либо лишних слов. Одновременно никогда на собрании не допускали прекращения прений или сокращения списка ораторов. Общее собрание вовлекало всех воспитанников в активную общественную жизнь, способствовало воспитанию у каждого из них активной жизненной позиции.

Много внимания уделял А. С. Макаренко воспитанию ученического актива, считая его «тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом,

____

1             Макаренко.– Т. 4.– С. 241.

2             Там же.– Т. 1– С. 272.

[110]

который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива» 1.

Вопросы стиля и тона детского коллектива, как правило, игнорировались педагогической теорией, а между тем, по мнению Антона Семёновича, «это самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания» 2. Стиль создаётся очень медленно. Он не возможен без накопления традиций, то есть положений и привычек, воспринимаемых уже не чистой совестью, но сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени. Неудачи многих воспитательных заведений именно и объясняются отсутствием стиля в их работе, отсутствием привычек и традиций в жизни коллектива.

«Общий тон» воспитывается в детском учреждении всем укладом его жизни и деятельности. Много зависит здесь и от поведения и тона педагогического, руководящего и обслуживающего персонала. Основными качествами нормального общего тона являются: достоинство, единство коллектива, идея защищённости, активность, привычка торможения. Характерным признаком нормального общего тона является мажорность, имеющая вид постоянной бодрости, готовности к действию, к спокойному, энергичному и одновременно экономному движению. Разумеется, мажорность несовместима с приподнятой постоянной бурливостью, истерической напряжённостью, «которая всегда неприятно бьёт в глаза и которая грозит при первой неудаче сорваться и перейти в разочарование» 3.

Одним из важнейших принципов педагогической техники А. С. Макаренко был принцип параллельного педагогического действия. Он считал, что влияние отдельной личности на отдельную личность («парная педагогика») является фактором узким и ограниченным. «Парная педагогика» слишком преувеличивает влияние педагога на учащегося, практически сводит всё воспитание к назидательным, «душераздирающим» сентенциям. Эта педагогика фактически сводит сложный процесс воспитания к разнообразным моральным поучениям и наставлениям, к засилью сугубо вербальных, формально бюрократических методов и приёмов. Она неминуемо порождает неискренность, лживость и двуликость. «Парная педагогика» – это педагогика обывательско-мещанского типа. Разуется, она абсолютно не соответствует требованиям социалистического общества.

____

1             Макаренко.– Т. 1.– С. 283.

2             Там же.– Т. 3.– С. 389.

3             Там же.– Т. 1.– С. 316.

[111]

На основе личного опыта Антон Семёнович приходит к выводу, что коммунистическое воспитание требует совершенно иной логики, в которой центральное место занимает не отдельная личность, какая бы сильная и влиятельная она ни была, но коллектив. Педагог воздействует на личность через коллектив, на который должно направляться организованное педагогическое влияние. Такая педагогическая логика создаёт совершенно иные отношения между воспитателем и воспитанником, опосредованные коллективом. Она и была названа педагогикой параллельного действия.

Представители наробраза, инспектирующие колонию им. М. Горького, часто упрекали А. С. Макаренко за то, что он якобы игнорирует какую-то отдельную воспитательную работу. В своих заключениях они указывали, что «воспитанники работают хорошо и интересуются колонией. К сожалению, администрация колонии, уделяя много внимания хозяйству, педагогической работой мало занимается. Воспитательная работа среди воспитанников не ведётся» 1. Такое заключение вначале очень смущало А. С. Макаренко. Он думал, а вдруг ударился в ложную сторону. Может быть, действительно нужно заняться «воспитательной» работой, то есть без конца и устали толковать каждому воспитаннику, как нужно поступать. Ведь если это делать настойчиво и регулярно, то, может быть, до чего-нибудь и дотолкуешься. Его смущение поддерживалось и постоянными неудачами и срывами в колонии им. М. Горького. Это заставляло его ещё и ещё раз всё тщательно взвешивать и продумывать, вести пристальные наблюдения и анализ. В результате был сделан вывод, что жизнь колонии вначале представляла очень сложное переплетение двух стихий: с одной стороны, по мере развития колонии и роста коллектива колонистов родились и росли новые общественно-производственные мотивации («постепенно сквозь старую и привычную для нас физиономию урки и анархиста-беспризорного начинало проглядывать новое лицо будущего хозяина жизни» 1), а, с другой стороны, в связи с приёмом новых людей, «иногда чрезвычайно гнилых», приходилось переживать явления регресса и рецидива среди «обработанных», казалось, колонистов. Эти пагубные влияния иногда захватывали целую группу колонистов. Антон Семёнович, имея много терпения и оптимистическую перспективу, и в этом случае продолжал верить в успех найденной схемы. Он решительно выступал против распространённой практики, когда «на проступок отдельной личности

____

1 Макаренко.– Т. 3.– С. 456.

[112]

набрасывались как на совершенно уединённое и прежде всего индивидуальное явление, встречали этот проступок либо в колорите полной истерики, либо в стиле рождественского мальчика» 1.

Найти деловую, настоящую советскую линию было очень трудно. Новая мотивационная природа коллектива горьковцев создавалась очень медленно, а в это время его разрывали на две стороны цепкие руки старых и новых предрассудков. С одной – порабощали старый педагогический ужас перед детским правонарушением, старая привычка приставать к человеку по каждому пустяковому поводу, привычка индивидуального воспитания, а с другой – поедом ели проповеди свободного воспитания, полного непротивления и какой-то мистической самодисциплины, в последнем счёте представлявшие припадки крайнего индивидуализма.

Исходя из этого, А. С. Макаренко сформулировал принципиально важное положение советской педагогики о том, что «дисциплинирование отдельной личности и полная свобода отдельной личности не наша музыка. Советская педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива к личности. Объектом советского воспитания может быть только целый коллектив. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдём такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна» 1. Выдающийся педагог руководствовался тем, что нормы поведения советских людей определяются не биологией, логикой и абстрактной этикой, но «нашей классовой потребностью и нашей борьбой». Именно потому педагогика и является наиболее диалектической наукой.

Создание нужного нам типа поведения, по его мнению, это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно, а «гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш советский коллектив, наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны» 1.

А. С. Макаренко не раз утверждал, что интересы коллектива должны стоять выше интересов личности, что «предпочтение интересов коллектива должно быть доведено до конца, даже до беспощадного конца – и в этом случае будет настоящее воспитание коллектива и отдельной личности» 2. Правда, этот беспощадный конец на самом деле должен

____

1             Макаренко.– Т. 3.– С. 457.

2             Там же.– Т. 4.– С. 147.

[113]

быть беспощаден только в логике, иначе говоря, «нужно так организовать технику беспощадности, чтобы интересы коллектива стояли впереди интересов личности, но и чтобы личность не оказалась в тяжёлом, катастрофическом положении» 1. Коллектив защищает каждую личность и обеспечивает для неё самые благоприятные условия развития.

Требования коллектива являются воспитательными, главным образом, по отношению к принимающим участие в требовании. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, однако субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

А. С. Макаренко писал, что коллектив является не только объектом, но и субъектом воспитания именно в форме коллективного реагирования, ибо в этой форме он приобретает опыт активной защиты своих интересов. В коллективном воспитании оттачиваются скрепляющие детали для очень важного человеческого атрибута: чувства ответственности, без которого не может быть коммунистического человека. Следовательно, «коллектив является воспитателем личности» 2.

Важным элементом макаренковской воспитательной технологии была система перспективных линий. Выдающийся педагог считал, что «человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы» 3. Вначале надо организовать саму радость, вызвать её к жизни, сделать её реальностью, а затем настойчиво превращать простейшие виды радости в более сложные и значимые. Иначе говоря, здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-то пряником к наиболее глубокому чувству долга. Отсюда логически вытекает вывод, что «воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость» 3. Воспитательная работа состоит в своевременном использовании уже имеющихся пер-спектив и в постепенной замене их более ценными и практически значимыми. Принципиально важной является организация новых перспектив. В центре внимания должны быть перспективы целого коллектива, доведённые к перспективам всего Союза, которые наполняют пульс индивидуальных перспектив, делают их реальными и жизненными. Главное внимание

____

1             Макаренко.– Т. 4.– С. 147.

2             Там же.– Т. 1.– С. 139.

3             Там же.– Т. 3.– С. 397.

[114]

следует направлять на воспитание коллективных, а не только личных линий устремлений.

Антон Семёнович всегда исходил из того, что в человеке советского типа «коллективная перспектива преобладает над личной» 1.

Определяя коллектив в качестве главного инструмента в системе коммунистического воспитания, А. С. Макаренко в то же время не игнорировал и личности. Наоборот, он постоянно подчёркивал, что сама проблема личности может быть решена только в социалистическом обществе, где в каждом человеке усматривается личность, где проблему общества и личности решено «не в горячей проповеди, не в призывах, не постановкой принципов, а исключительно в процессе грандиозной революционной творческой работы, создавшей конструкцию, продуманную до мелочей и сделанную с точностью до мельчайших величин» 2. Если же личность проектируется только в некоторых людях за каким-то специальным выбором, как это имеет место в буржуазном обществе, то сама проблема личности исчезает.

«Наше воодушевлённое доверие к партии, наш экономический строй,– писал А. С. Макаренко,– создают невиданную ещё свободу личности, но это не та свобода, о которой болтают на Западе. Есть «свобода» и свобода. Есть свобода кочевника в степи, свобода умирающего в пустыне, свобода пьяного хулигана в заброшенной деревне и есть свобода гражданина совершенного общества, точно знающего свои пути и пути встречные.

Мы, естественно, предпочитаем последний тип свободы. Ибо коллизия «личность и общество» у нас решается не только в свободе, но и в дисциплине. <...>

Проблему «общество и личность» буржуазные идеологи связывают с амплитудой колебания личного поступка <...> Величина такого колебания в буржуазных конституциях устанавливается для личности, мыслимой идеально, вырванной из общества, абстрагированной. Для неё устанавливается очень широкая амплитуда колебания в области поступка: свобода «употреблять и злоупотреблять», свобода трудиться или лежать на боку, свобода пировать или умереть с голоду, свобода жить в лачуге или во дворце. Ничего не жалко, всё можно разрешить личности... Но всё это для абстрактной личности. Настоящая, живая, реальная личность, живущая под игом буржуазного общества, в подавляющем большинстве

1 Макаренко.– Т. 1.– С. 312.

2 Там же.– Т. 7.– С. 14.

[115]

случаев имела очень маленькую и жалкую амплитуду поступка: от страха голодной смерти, с одной стороны, до бессильного гнева – с другой.

В нашем обществе обозначены пределы, дальше которых не может размахнуться личность, какой бы гомерической жадностью она не обладала. Недра, поля, леса в личную собственность? Нельзя! Они принадлежат всему народу... Ничего не делать? Нельзя! «Кто не работает, тот не ест»... Для эксплуататора, для какого-нибудь «сверхчеловека» действительно скучно, податься некуда! Зато для реального, живого гражданина нашей страны, для трудящегося амплитуда колебаний поступка очень широка: от радостного, сознательного, творческого труда в полном единстве с трудом других людей, с одной стороны, до полнокровного, жизненного счастья, не отравленного никакой обособленностью, никакими муками совести,– с другой.

Личность и общество в Советском Союзе потому счастливы,– приходит к выводу Антон Семёнович,– что их отношения сконструированы с гениальным разумом, с высочайшей чёткостью, с великолепной точностью. И хотя в нашей Конституции нигде не стоит слово «любовь», но за всю историю людей в ней впервые поставлено слово «Человек» 1.

А. С. Макаренко справедливо считал, что смотреть на молодое поколение только как на объект воспитания в корне неверно. Лучший путь для воспитания состоит в создании таких условий, в использовании такой воспитательной технологии, когда воспитанники оказываются одновременно и в положении воспитателей.

В практике выдающегося педагога чётко организованный коллектив играл главную роль в воспитательной системе. Показательным является следующий факт: когда А. С. Макаренко предложили перейти в Куряж, он поставил среди прочих и такое условие – количество штатных воспитателей должно быть сокращено с 40 до 20 человек, а в 1930 г. в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского ему удалось добиться высочайшей интенсификации педагогического труда и полностью отказаться от платных воспитателей. Воспитателями здесь были, по словам Антона Семёновича, «учителя, инженеры, мастера и инструкторы, чекисты, члены нашего правления и в первую очередь и главным образом – партийная и комсомольская ячейки. И воспитание коммунаров достигается не путём чьей-нибудь проповеди или нравоучений,

____

1 Макаренко.– Т. 7.– С. 14–15.

[116]

а исключительно из жизни, работы, стремления самого коллектива» 1.

Разумеется, А. С. Макаренко не выступал против воспитателей в детском учреждении вообще. Наоборот, он полагал, что в детских учреждениях «должны быть авторитетные, культурные, работоспособные, хорошие взрослые люди» 2. Однако он отрицал чрезмерность воспитательного персонала, сковывающего возможности участия самих воспитанников в воспитательном процессе, то есть не позволяющую им быть не только объектом, но и субъектом воспитания.

Воспитание – дело чрезвычайно сложное и многообразное. Самым опасным моментом здесь есть страх перед этой сложностью и многообразием, который может проявляться в двух формах: «первая заключается в стремлении остричь всех одним номером, втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов. Вторая... это пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадёжная попытка справиться с миллионной массой воспитанников при помощи разрозненной возни с каждым человеком в отдельности», что, по мнению А. С. Макаренко, является гипертрофией «индивидуального» подхода» 3.

Бывший воспитанник колонии им. М. Горького П. Архангельский писал: «Наше воспитание не было врачеванием каждого в отдельности – нас не пичкали пилюлями добродетели и микстурами морали. Совершенно незаметно процесс воспитания, направляемый Антоном Семёновичем и подобранным им составом педагогов, превращался в процесс коллективного самовоспитания. Это было интересно и неожиданно» 4.

На основе личного опыта А. С. Макаренко пришёл к выводу, что наиболее трудным в воспитательной работе является не тот школьник, который всё время привлекает внимание разными отклонениями от норм поведения, а тот, кто ведёт себя тихо, старается ничем не выделяться. Между тем, в педагогической практике и в настоящее время чаще всего воспитательная работа начинается лишь тогда, когда школьник допустил тот или иной проступок. Школьники, которые не нарушают дисциплину, мало интересуют педагогов, в результате «такие распространённые типы характеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо

____

1             Макаренко.– Т. 4.– С. 143.

2             Там же.– Т. 7.– С. 38.

3             Там же.– Т. 4.– С. 46.

4             Архангельский П. Суровый урок // Воспоминания о Макаренко: Сб.– С. 80.

[117]

нашей педагогической заботы» 1. А как раз из них и вырастают потом люди с антисоциальными наклонностями. Антон Семёнович всегда видел эту педагогическую опасность и вовремя принимал меры для её предотвращения. И в этих случаях его главным оружием был коллектив.

Тенденции индивидуализма, как пережиток прошлого, оказыва-ются чрезвычайно живучими. Иногда они выступают в виде «личного чванства, одинокой слепой гордости своим «совершенством» без всякой мысли об общественной пользе, иногда это личное кокетство, эстетический припадок нравственного эгоизма, для которого собственная слеза дороже общей радости» 2. При этом не следует забывать, что «ревнивая, пропитанная личной нравственной жадностью и самолюбованием этика индивидуалиста на каждом шагу отталкивает человека от общественных явлений» 2.

Нельзя забывать и того, что пережитки прошлого чаще всего проявляются в замаскированной форме, предательски незаметны и часто «хорошо спрятаны в мимикрии советского поведения и даже марксистской «фразеологии». Иногда они не бросаются в глаза и потому, что их живыми «бациллоносителями» выступают люди искренне советские, которые просто не понимают ошибочности своих взглядов и поступков, «даже не знающие, какого врага они в себе носят» 3.

Новая советская педагогика, сердцевиной которой является методика коммунистического воспитания, рождалась в условиях жестокой борьбы с вековыми традициями буржуазной педагогики. Поэтому нельзя забывать, что коммунистическое воспитание – «одно из самых тонких и нежных человеческих дел, и здесь легче всего прививаются бактерии враждебных и чуждых влияний» 4.

А. С. Макаренко призывал «самым решительным образом бороться с бытовой бесформенностью коллектива» 5. Если дети в школе и на производстве организованы, а в быту предоставлены случайным формам организации, то это неминуемо отрицательно сказывается на результатах воспитания. Педагогический коллектив школы, полагал он, должен организовывать быт школьника. Именно потому центром воспитательной работы в своём микрорайоне должна быть школа как единый коллектив. Антон Семёнович считал ненормальным явлением тот факт, когда «внешкольная работа

____

1 Макаренко.– Т. 4.– С. 320.

* Там же.– С. 284.

8 Там же.– С. 282.

4 Там же.– С. 49.

6 Там же.– Т. 1.– С. 269.

[118]

действительно делается «внешкольной» и школа считает себя вправе отказаться от неё» 1.

Говоря о том, что бы он сделал на месте директора школы, Антон Семёнович в одной из своих последних публичных лекций говорил: «Я положил бы перед собой карту всех дворов, где живут ученики. Организовал бы бригады. Бригадиры приходили бы каждый день и рапортовали, что делается во дворах. Раз в месяц под руководством бригадира бригада выстраивалась бы, и я приходил бы на смотр. Я премировал бы лучшие бригады в школе. Я прикреплял бы родителей к бригадам. И можно было бы многое сделать. Лиха беда начало» 2.

Эта идея А. С. Макаренко полностью оправдала себя. И сегодня во многих школах по месту жительства учащихся создаются разновозрастные отряды, выполняющие разнообразные функции. К работе с учащимися в микрорайоне школы широко привлекается родительская общественность, что значительно повышает результативность воспитательной работы в целом.

Многие школы проводят большую воспитательную работу со своими учащимися во дворцах пионеров, в различных клубах и секциях, в пионерских лагерях, в лагерях труда и отдыха и т. п. Признание за школой права руководства воспитанием и обеспечение этого права научной организацией воспитательного процесса исключает обезличку, обеспечивает единую логику педагогического процесса, делает воспитание управляемым как в стенах школы, так и за её пределами.

Учение А. С. Макаренко о коллективе как важнейшем условии и средстве коммунистического воспитания имеет большое значение для современной школы. На февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось, что «главная сила учебного заведения заключается в коллективе единомышленников-педагогов и учащихся, спаянных общностью идей и интересов» 3. Коммунистическая партия и Советское правительство требуют усилить ответственность и укрепить сплочённость ученических коллективов, всемерно поддерживая все их полезные начинания, инициативу и самодеятельность, глубже изучать и использовать опыт А. С. Макаренко по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения.

____

1             Макаренко.– Т. 4.– С. 132.

2             Там же.– С. 342.

3  Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 17–18 февраля 1988 г.– М.: Политиздат, 1988.– С. 50.

[119]