Перейти к основному содержанию

Много внимания уделял А. С. Макаренко вопросам физического и эстетического воспитания детей и молодёжи. Определяя основные задачи советской школы, он исходил из того, что нам нужно воспитать здоровое поколение, способное сознательно, энергично и успешно участвовать в строительстве нового общества и в защите дела пролетарской революции. «Три положения этого принципа: здоровье, умение работать и способность к борьбе, идейная вооружённость,– и должны нами руководить» 4. Какое бы значение мы ни придавали производству и школе, на первом месте должна стоять задача – выпустить здоровое поколение. «Дохлые» производственники и строители нам не нужны, неврастеники только испакостят наше дело»,– писал Антон Семёнович 5.

____

1  Макаренко.– Т. 1.– С. 46.

2  Там же.– Т. 4.– С. 367.

3  Там же.– С. 367–368.

4             Там же. – Т. 1.– С. 189.

5             Там же.– С. 190.

[132]

В 1934 г. А. С. Макаренко в связи с произведённым обследованием коммуны им. Ф. Э. Дзержинского писал председателю Государственного политического управления УССР: «Рядом со школой стоит внешкольная и физкультурная работа. В настоящее время она развёрнута в коммуне в максимальной степени, дальнейшее её развёртывание приходится тормозить, чтобы не загружать чрезмерно дневной календарь. Эта работа очень много даёт коммунарам в области общего развития, а так как она политически направлена, то является очень мощным орудием для повышения политического уровня.

Внешкольную работу, впрочем, невозможно рассматривать как совершенно отдельную область, она очень близко стоит к руслу комсомольской работы, направляемая комсомолом не только в смысле постоянного руководства со стороны бюро, но и активным проникновением внешкольной работы комсомольскими нагрузками и поручениями» 1.

В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского всестороннее физическое развитие колонистов осуществлялось посредством гимнастики, игр и спорта. Каждый день начинался утренней зарядкой на свежем воздухе, независимо от погоды. Колонисты любили спорт: лыжи, коньки, футбол, теннис и др. Каждый коммунар обязан был сдавать нормы на значки БГТО и ГТО. Проводились занятия по спортивной, художественной гимнастике, по акробатике.

А. С. Макаренко был против одностороннего увлечения каким-либо одним видом спорта, так как при этом не может быть осуществлено гармоническое физическое развитие. Он указывал на необходимость внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти. Нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личным успехом, но преимущественно успехом команды. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам.

А. С. Макаренко высоко ценил коллективные действия спортсменов, их умение приложить своё спортивное мастерство в интересах всей команды. Так, в коммуне поощрялись коллективные начала и в выявлении спортивных достижений. Чемпионами являлись команды по отдельным видам спорта. Сильные спортсмены в числе команд не возвышались над коллективом. В коммуне не было борьбы за персональное чемпионство, рекордсменство.

____

1 Макаренко.– Т. 1.– С. 201.

[133]

Все мероприятия по физической культуре и спорту теснейшим образом увязывались с жизнью, с политическими событиями страны. Спорт строился на коллективистических началах и не рассматривался как самоцель, Разнообразные средства физической культуры и спорта использовались как один из педагогических методов сплочения коллектива и коллективистского воспитания. При составлении положения о соревнованиях, их условий всегда имелся в виду принцип коллективизма. Во время соревнований А. С. Макаренко старался раскрыть воспитанникам преимущества коллектива перед отдельными спортсменами. Он часто повторял, что закалка должна направляться интересами коллектива и не быть только персональной, личной тренировкой.

Наиболее эффективным средством физического воспитания А. С. Макаренко считал игру. В коммуне использовалось множество игр (спортивные, полуспортивные, подвижные, настольные, военные), а также аттракционы и конкурсы. Игры создавались и переделывались педагогическим коллективом обязательно с участием воспитанников. Направлял работу по изобретению и внедрению игр сам Антон Семёнович. В играх всегда поражали заразительность, затейничество, выдумка.

Игры, созданные коммунарами, никогда не оставались неизменными, в их основе были возможности для совершенствования, усложнения различными вариантами, которые требовали от участников более высокой физической подготовленности, более сложных двигательных умений и навыков. Вот почему игры, рождённые в коммуне, увлекали ребят гораздо больше, чем обычные спортивные игры.

А. С. Макаренко в «Марше 30 года» писал, что «работа, сосредоточенная зимой в разных кружках, на каждом шагу сталкивается с физкультурой. Заядлые литераторы, эсперантисты, артисты и художники зимой жаловались, что им не дают работать. Главным видом спорта в коммуне являлись лыжи, а с весны – волейбол, футбол, гандбол, крокет. Самой популярной и интересной для коммунаров была придуманная ими игра в горлёт.

Горлётных команд у нас шестнадцать» 1.

Важным средством физического воспитания и в колонии и в коммуне являлся военный строй. Занятия им способствовали дисциплинированию воспитанников, их физической культуре и эстетическому облагораживанию. Движения юношей и девушек становились чёткими и выразительными, фигуры стройными, походка уверенной. Во внешнем облике, во всём:

____

1 Макаренко.– Т. 2.– С. 80.

[134]

быту, работе и отдыхе воспитанники отличались подтянутостью, внутренней дисциплинированностью. Стройные ряды колонистов и коммунаров, одетых в простую, но изящную форму, с оркестром и знаменем вызывали восхищение публики во время демонстраций.

А. С. Макаренко писал: «Дзержинцы появлялись на людях в хороших суконных костюмах, украшенных широкими белыми воротниками. У них был оркестр духовых инструментов из белого металла, и на их трубах стояли знаки знаменитой пражской фабрики. Коммунары были желанными гостями в рабочих клубах и в клубе чекистов, куда они приходили солидно-элегантные, розовые и приветливые» 1.

Выступая перед сотрудниками Наркомпроса РСФСР (1938 г.), А. С. Макаренко говорил о том, что он особенно ценил традицию вое-низации – игры, в которой, однако, ни в коем случае не должно быть подражания, копировки законов военной части. Он являлся противником постоянного марша, чем увлекались тогда некоторые молодые педагоги: «в столовую идут – маршируют, на работу идут – маршируют, всегда маршируют. Это некрасиво и ненужно. Но в военном быту, особенно в быту Красной Армии, есть много красивого, увлекающего людей, и в своей работе я всё более и более убеждался в полезности этой эстетики» 2. Антон Семёнович был глубоко убеждён в том, что военизация «украшает коллектив, она создаёт для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает» 3, что в детском коллективе «должна быть эстетика военного быта, подтянутость, чёткость, но ни в коем случае не просто шагистика» 4.

Элементы военизации вводились Антоном Семёновичем как организующие, дисциплинирующие формы и, главным образом, как средство эстетического воспитания.

А. С. Макаренко рассматривал военизацию как богатую и очень красивую по содержанию. Её необходимо проводить серьёзно, а не как-нибудь. «Если даётся сигнал, он должен играть идеально, с идеальным стаккато, с высшей формой музыкальной выразительности, а не так, как гуси кричат. Если знамя стоит в одной комнате и надо перенести его ввиду ремонта в другую комнату, то вся коммуна одевается в парадные костюмы и в строю переносит знамя» 5.

_______

1             Макаренко.– Т. 3.– С. 434.

2             Та и же.– Т. 4.– С. 137.

3             Там же.– С. 138.

4             Там же.– С. 139.

5             Там же.– Т. 8.– С. 183.

[135]

Быт в колонии им М. Горького и в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского был построен вокруг игры. «Несколько военный характер, который мы придаём этой игре,– писал он,– вполне соответствует той любви к военной внешности, какая всегда есть у ребят. Кроме того, пользуясь этой военной игрой, мы физически подтягиваем ребят и приучаем их к физической сдержанности. Особенное значение имеет и то, что это позволяет нам выпрямлять позвоночник, искажение которого серьёзно нарушается как в школе, так и в мастерских» 1.

В работе по физическому воспитанию большое значение придавалось туристским походам. Известны восемь длительных походов дзержинцев. Коммунары прошли весь Крым, Кавказ, Украину, совершили путешествие по Волге. Походы способствовали укреплению здоровья и улучшению физического развития детей. Они оказывали также большое воспитательное воздействие, сплачивали коллектив. Походы являлись своеобразной школой чёткости и безукоризненной организации.

А. С. Макаренко полагал, что и семья должна всемерно поощрять у своих детей интерес к спорту. Однако он предостерегал от того, чтобы этот интерес не сделался интересом «наблюдателя-болельщика». Он говорил: «Если ваш сын с горячей страстью рвётся на все футбольные матчи, знает имена-всех рекордсменов и цифровые выражения всех рекордов, но сам не принимает участия ни в одном физкультурном кружке, не катается на коньках, не бегает на лыжах, не знает, что такое волейбол,– польза от такого интереса к спорту очень невелика и часто равняется вреду. Точно так же мало смысла в интересе, проявляемом к шахматам, если ваш ребёнок в шахматы не играет» 2.

В практике А. С. Макаренко физическое воспитание органически сочеталось с эстетическим, которое пронизывало элементы военизации и символики (сигналы, рапорта и др.), всевозможные ритуальные мероприятия и действия. Сильным средством эстетического воспитания являлись хор, оркестр, театр, кино, клубная работа, чтение художественной литературы, занятия изобразительным искусством, большое количество цветов как в помещениях, так и на всей территории колонии и коммуны. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского был гектар замечательного цветника, лучшая в Харькове оранжерея.

____

1             Макаренко.– Т. 8.– С. 145.

2             Там же. – Т. 4.– С. 115.

[136]

Бывший воспитанник колонии им. М Горького И. А. Котов, выполнявший обязанности помощника огородника, в своих воспоминаниях писал: «В оранжереях и парниках колонии выращивалась рассада цветов и огородных культур. Весной мы делали клумбы на территории всей колонии. Цветами мы украшали свои классы, спальни, столовую, зал. Давали их и в квартиры воспитателей. Мы снабжали цветочной рассадой жителей окрестных сёл» 1.

При создании системы внеклассной работы в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко исходил из того, чтобы каждое занятие было определённым шагом в достижении общих педагогических целей, ни в коем случае не отвлекало от них, чтобы участие детей в работе клуба было непременно добровольным, чтобы в клубных занятиях одновременно сочетались отдых, развлечение, учёба, труд и разнообразные виды деятельности воспитанников.

Эстетическое начало присутствовало и в организации коллектива. В колонии им. М. Горького и особенно в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского он добился исключительной организованности, слаженности, дисциплинированности, основанных не на «показной муштровке», а на осознании красоты крепко спаянного коллектива. Во время праздников и парадов коммунары вызывали восхищение своей подтянутостью, красотой движений, жизнерадостным видом, скромным щёгольством одежды. Большое значение придавалось таким организационным оформлениям эстетического порядка, как салюты, знамёна, оркестр. Салют и сигнал, по мнению Антона Семёновича, не заключают в себе никакой «военизации»: они символизируют в глазах колонистов единство коллектива, а красное знамя – принадлежность к массе трудящихся. Всё это вносило в жизнь коллектива элементы праздничности, эмоциональной приподнятости, красоты.

А. С. Макаренко большое значение придавал красоте героических дел, красоте трудового подвига, эстетике благородных поступков. Он учил своих воспитанников находить удовлетворение не во внешних знаках благодарности, а в самом процессе и результате труда, в сознании принесённой пользы, выполненного долга.

С большим эстетическим вкусом проводились в колонии им. М. Горького праздник первого снопа и праздник труда и изобилия. Умно и тактично Антон Семёнович отбирал для этих праздников наиболее поэтические и воспитательно ценные

_____

1 Котов И. А. Трудовое воспитание в колонии им. М. Горького // Шк. и пр-во.– 1963.– № 3.– С. 24.

[137]

элементы народной поэзии, сочетал их с новыми традициями, выработанными в практике жизни руководимого им коллектива.

А. С. Макаренко хорошо играл на скрипке, недурно рисовал, был одарённым режиссёром и актёром. В спектаклях «Ревизор» и «Лес», поставленными в коммуне по одноимённым пьесам Н. В. Гоголя и А. Н. Островского, он играл роли городничего и Несчастливцева. В дни годовщины коммуны он писал специальные обозрения, которые разыгрывались воспитанниками. Например, к трёхлетию коммуны в юмористической форме он освещал её учебно-производственные дела. Писал Антон Семёнович и пьесы для самодеятельного драматического коллектива. Бывшая учительница коммуны 3. Е. Юрченко об одной из таких пьес рассказывала: «Самое большое удовольствие доставила всем пьеса, написанная самим Антоном Семёновичем на злобу дня коммуны, и особенно момент в заключении, когда под бурные аплодисменты вышли на сцену два Антона Семёновича – один настоящий и другой – прекрасно загримированный артист Крамов» 1.

Народный артист РСФСР Н. В. Петров в своих воспоминаниях о встречах с А. С. Макаренко писал: «Помню, как однажды, приехав на репетицию в коммуну, я неожиданно застал Антона Семёновича на сцене со скрипкой в руках, окружённого маленькими пацанами, с которыми он терпеливо разучивал какой-то хор. Пацаны старательно пели, и когда кто-нибудь из них испускал неожиданный козлиный звук, то хохот мгновенно оглашал сцену. Громче всех, моложе и заразительнее смеялся сам Антон Семёнович. Но через секунду он стучал смычком о скрипку, водворялась тишина, и снова терпеливо продолжал он обучать свой молодой и непослушный хор до ближайшего следующего козлетона» 2.

Искусство для А. С. Макаренко было не только средством эмоционального воздействия на воспитанников, но и одним из путей их образования. Заинтересовавшись «Евгением Онегиным», коммунары по совету Антона Семёновича решили провести своеобразную «Онегинскую конференцию». Профессор-литературовед прочитал лекцию о романе, музыковед охарактеризовал одноимённую оперу П. И. Чайковского. Оркестр разучил ряд произведений композитора. В полном составе коммунары прослушали оперу в театре. Был проведён конкурс на лучшего чтеца «Евгения Онегина». Кстати, Антон Семёнович знал всего «Евгения Онегина» наизусть.

____

1 См.: Начальная школя.– 1944.– № 5–6.– С. 7–9.

2 Известия АПН РСФСР.– 1952.– Вып. 38.– С. 140.

[138]

По свидетельству К. И. Чуковского, А. С. Макаренко хорошо знал и любил поэзию. Он мог без конца с упоением декламировать стихи Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, И. А. Крылова, а также Э. Г. Багрицкого, Н. С. Тихонова. К. И. Чуковский и А. С. Макаренко много говорили о А. М. Горьком, А. А. Фадееве, А. Н. Толстом. Антон Семёнович глубоко изучал Ф. М. Достоевского и в письмах к Галине Стахиевне писал, что это «писатель, которого не разобрали до сих пор по-настоящему» 1.

А. С. Макаренко действительно горячо любил и превосходно знал художественную литературу. В приложении к заявлению о приёме в Центральный институт организаторов народного просвещения в 1922 г. («Вместо коллоквиума») он писал: «Люблю изящную литературу. Больше всего почитаю Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу Толстого, но не люблю, терпеть не могу Диккенса. Из новейшей литературы знаю и понимаю Горького и Ал. Н. Толстого. В области литературных образов много приходилось думать, и поэтому мне удалось самостоятельно установить их оценку и произвести сопоставление. В Полтаве пришлось довольно удачно поработать над составлением вопросника к отдельным произведениям литературы. Я думаю, что обладаю способностями (небольшими) литературного критика» 2.

Антон Семёнович был очень обаятельным человеком. Общение с ним, как правило, приносило людям положительные эмоции. Он был весьма эрудированной и интеллигентной личностью. Н. В. Петров в своих воспоминаниях писал: «Каждая встреча приносила новое. Каждая беседа радостно обогащала. И это вечно новое было в природе самого Антона Семёновича, это было существо его богатейшей натуры, безгранично многогранной, всегда творчески неожиданной в своих проявлениях и несущей в себе какую-то неиссякаемую, всегда радостную и оптимистическую, неуёмную человеческую энергию. Умение проникнуть в самые сокровенные тайники человеческой психики, смелое и энергичное активизирование самых незаметных положительных тенденций человека, бесстрашное и правдивое раскрытие тёмных начал, безграничная вера в силу коллектива и умение создавать и воспитывать этот коллектив – вот чем в совершенстве обладал Антон Семёнович» 3.

____

1             Чуковский К. Современники.– С. 549.

2             Макаренко.– Т. 1.– С. 10.

3 Петров Н. В. А. С. Макаренко // Воспоминания о Макаренко: Сб.– С. 314-315.

[139]

В макаренковских учреждениях много внимания уделялось драматическим кружкам и театральному искусству вообще. Театр в колонии им. М. Горького возник примерно в 1923 г., то есть ещё в старой колонии. Однако там не было отдельного помещения. Спектакли ставились в столярной мастерской, что вынуждало совершать каторжную работу приспособления: на тех же столярных верстаках, пользуясь разными материалами, устраивали помост, прилаживали кое-как декорации. А за декорациями не оставалось никакого пространства ни для уборных артистов, ни для закулисных передвижений, ни для сценических эффектов. Помещалось же в столярной не больше 60 человек зрителей. Затем колонийские артисты в своё распоряжение получили мельничный сарай. Это вызвало у них неописуемый восторг. А. С. Макаренко по этому поводу писал: «Едва ли так торжествовали и радовались московские артисты, когда в своё время начинали спектакли в Большом театре» 1.

Вначале А. С. Макаренко, да и все колонисты, на театр смотрели как на развлечение, как на очень хорошее культурное дело для колонистов. Рассчитывали, что благодаря небольшой группе драмкружка, все остальные колонисты приобщатся к культуре театра. Драматургом, режиссёром, актёром и даже суфлёром в этом театре был сам Антон Семёнович Макаренко.

За зиму 1926/27 учебного года в Куряжской колонии им. М. Горького было поставлено около 40 пьес.

Артистка Клавдия Борискина, бывшая воспитанница коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, вспоминала: «Антон Семёнович не мог спокойно и равнодушно говорить о театре. Он весь преображался. Я на всю жизнь запомнила, как увлечённо работал Макаренко над спектаклями «Дон Кихот» и «Тартюф» в постановке самодеятельно-го театра коммуны. Его настроение передавалось окружающим...» 2.

А. С. Макаренко всячески поддерживал элемент импровизации в искусстве. Он поощрял самую широкую самодеятельность, будь то сценическая импровизация, затейливая выдумка, озорная шутка или остроумный розыгрыш, лишь бы всё это не выходило за рамки хорошего вкуса и товарищеского такта. Особенно отличался в этом В. Н. Терский (в «Марше 30 года» – Перский).

Так, в спектакле-импровизации по пьесе Протопопова «Чёрные вороны» действие происходило на территории монастыря,

___

1 Известия АПН РСФСР.– 1952.– Вып. 38.– С. 195.

2 Смена.– 1954.– № 7.– С. 20.

[140]

почему и избрали эту пьесу. Никаких декораций делать не пришлось, налицо была самая настоящая колокольня, кельи – всё наследство бывшего куряжского монастыря. Достали самые настоящие монашеские рясы, поскольку в посёлке Подворки возле колонии было ещё немало бывших монахов. Действие происходило во дворе и на всей территории. Звонили в настоящие колокола, всё было, как в дореволюционном монастыре. Сюжет был хорошо продуман. В спектакле участвовали мерин Малыш, конюх Силантий, пять педагогов и что-то около сорока ребят. Содержание пьесы Протопопова изменили, обогатили событиями, подработали так, что половина публики уже была вовлечена в игру, и дело разворачивалось очень интересно. В это время в колонию забрёл настоящий монах. Он принял спектакль за действительность. Его по-дружески вовлекли в игру и вскоре поставили в такое по-ложение, что он, как человек от природы честный, вынужден был отречься от бога и религии, что он и сделал совершенно искренне и от души.

Публики с Подворок пришло много. Некоторые понимали, что идёт спектакль, а некоторые вообще не отдавали себе отчёта в том, что происходит. Но понавыдумано было столько интересного, развёртывались такие захватывающие сцены и события, что все смотрели с живым интересом. День был выходной, и спектакль затянулся. Начали с утра и играли до обеда.

Педагоги, готовя спектакль, не выпячивали специально антирелигиозную пропаганду, а как бы выносили её в подтекст и так удачно, что вскоре стали срываться богослужения в церкви из-за неявки прихожан. Они не задевали религиозных чувств, но вводили в состав действующих лиц трёх весёлых ребят, которые просто и доходчиво умели рассказать истинную сущность религии. Помимо антирелигиозного, в спектакле очень много было всяких бытовых сцен, происшествий и смешных событий. По самому своему жанру это даже не был спектакль. Это было сугубо массовое мероприятие невообразимого типа. Но цели оно достигало 1.

Необходимо заметить, что все массовые мероприятия в практике А. С. Макаренко были действительно массовыми, не только охватывающими всех, но, по возможности, и активизировавшими действия каждого из охваченных.

Поучительной является организованная А. С. Макаренко работа по культурному обслуживанию населения

____

1 См.: Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество Жизнь – М.: Просвещение, 1966.– С. 62–63.

[141]

из соседних сёл. В повести «Марш 30 года» рассказывается как коммунары установили связь с молодёжью села Шишковка, вовлекли её в драматический кружок, регулярно демонстрировали для неё кинокартины, предпосылая им лекции на политические темы. «По вечерам,– писал Антон Семёнович,– в коммуне стали появляться новые лица. Их было человек десять, артистическими талантами они, правда, обладали небольшими, но были замечательно усердны и послушны. В сравнении с нашими актёрами, не имеющими никогда времени прочитать роль, шишковцы оказались прямо золотом. Перский организовал что-то вроде театральной школы – во всяком случае, каждый вечер шишковцы с десятком коммунаров упражнялись в главном зале в дикции, ритме, позе и прочих театральных премудростях» 1.

Основной ячейкой организации внеклассной работы в коммуне являлись различные кружки. Их было много и фактически они удовлетворяли интерес всех и каждого. Кружки существовали не сами по себе, не тянули каждый в свою сторону, не растаскивали коллектив, а наоборот, сплачивали, ребят, педагогов и сотрудников общим делом. Основной идеей кружков была мобилизация общественных свободных сил на дело улучшения производства.

Организационно все они были объединены клубом в одно целое. Вся работа клуба строилась по трём уклонам 1) клубно-производственный; 2) спортивный и 3) отдыха и общего развития. Так, на зимний период 1930–1931 гг. по первому уклону предлагалась организация пяти кружков (коммунарского станка, материальный, рационализации, организаторов, экономики производства), по второму уклону – четырёх кружков (лыжного спорта, конькобежного спорта, военно-стрелковый и подвижных зимних игр), по третьему уклону – четырёх кружков (драматический, кружок писателей, природоведческий и библиотечный). К этому же уклону относилась и внекружковая работа, направляемая состязаниями и турнирами: шахматными, шашечными, подвижных игр, ребусника и пр. 2.

Работа каждого кружка строго регламентировалась как в вопросах содержания, так и в вопросах организации. Широко использовались элементы идейной и материальной заинтересованности ребят тем или иным видом деятельности. В каждом

____

1             Макаренко.– Т. 2.– С. 54.

2             Там же.– Т. 8.– С. 153-154.

[142]

кружке был руководитель из числа педагогов, зарплата которого прямо зависела от успехов работы кружка. Управление клубной работой осуществлялось через совет старост, к которому придавался избираемый на общем собрании председатель-секретарь. Для специальных задач по клубной работе выбирали отдельные комиссии.

Основным являлся кружок изобразительных искусств, в котором обычно было не менее 120 человек. Рисовали и писали в коммуне очень много. Так, однажды к празднику 1 Мая было написано лозунгов общей длиной в три километра четыреста метров. И сделали это 11 воспитанников за одну ночь (с 12 часов ночи до 6 часов утра).

Многие коммунары очень хорошо рисовали. Выставки работ воспитанников демонстрировались в Харькове и Киеве. В. Н. Терский писал, что «выставки эти имели большой успех. Тематика на-ших работ была самой разнообразной. На наших картинах были и Щорс, и Пархоменко, и Чапаев перед боем, и Чапаев в бою, и даже Владимир Ильич Ленин, к изображению которого подходили с особой любовью и волнением» 1. Стены клуба-театра, тихого клуба-читальни и других помещений были украшены оригинальными композициями на различные темы и копиями картин великих художников, выполненными колонистами.

Большую помощь любителям живописи оказывала Харьковская художественная академия. Коммунаров консультировали и помогали им в работе такие крупные художники, как И. И. Бродский, профессор Прохоров, Козик и др.

На долю изобразительных искусств и черчения в коммуне ложилась очень большая часть идейно-политического воспитания. А. С. Макаренко совершенно не допускал, чтобы где-нибудь висели небрежно выполненные объявления, плакаты, диаграммы, рисунки и др.

В. Н. Терский рассказывал, что в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского выпускали несколько стенгазет. Ежедневно выходила весёлая юмористическая стенгазета «Шарошка» (шарошка – это фреза, обрабатывающая деталь резанием). Стенгазета каждый день вывешивалась вдоль коридора. Отдельные её номера достигали сорока метров в длину, и каждый номер был всегда красочно и интересно иллюстрирован. Иллюстрации занимали не менее половины, а иногда и 9/10 площади газеты.

____

1 Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь.– С. 82.

[143]

Два раза в неделю выходила сатирическая, более строгая стенгазета «Резец». К знаменательным датам выходила наиболее солидная газета «Дзержинец». В ней преобладал текст, который Антон Семёнович сам печатал на машинке. Каждый номер газеты имел особый, специальный заголовок и 10–15 иллюстраций, выполненных особенно хорошо. Периодически выходила общекоммунарская фотогазета. Пионерская организация выпускала газету «Пионер-дзержинец». В цехах завода выпускали стенгазеты – «Электрик», «Оптик», «Колючка», «Шило», «Ударник» и другие, а в школе раз в неделю выходила общешкольная газета «За отличную учёбу» и газеты, которые выпускались классами 1.

В изокружке создавались самые благоприятные условия для разнообразной изобретательской деятельности коммунаров. А. С. Макаренко описывает этот кружок следующим, образом: «В изо-кружке делают всё, что угодно, для чего угодно и из чего угодно. В последнее время кружок «заимел» свои инструменты; с самого же начала он пробавлялся тем, что его членам удалось притащить из мастерских. Материал и в последнее время, несмотря на то что отпускаются изокружку и деньги и перевозочные средства, добывается контрабандным способом, потому что материала нужно много, и притом самого разнообразного: дикт, сталь, листовое железо, медь, резина, материя, дуб, гвозди, клей, пух, вата. Одно время увлекались постройкой моделей аэроплана. После того как был поставлен рекорд и аэроплан Ряполова пролетел семьдесят метров, на моделях осталось немного народу. Часть занялась вы-пиловкой, кое-кто остановился на моделях паровой машины и двигателях внутреннего сгорания. Особенно много сил было положено на изобретение и производство военной игры. В настоящее время эта игра имеет несколько вариантов и представляет собой великой важности дело. Для нормальной игры требуется теперь несколько сотен красных и синих металлических пехотинцев, две-три сотни кавалеристов на красивых лошадях, лёгкая артиллерия, тяжёлая артиллерия, десятка три броневиков, санитарных автомобилей, несколько аэропланов, множество пулемётов, приспособления для удушливых газов и дымовых завес, зенитные орудия и многое другое. Игра производится на полу большого зала: на всём пространстве его расставляются леса, проводятся реки и перекидываются мосты, строятся города и прокладываются окопы. С каждой стороны участвуют огромные

_____

1 См.: Терский В. Н. Клубные занятия и игры в практике А. С. Макаренко.– М.. 1961.– С. 54–55.

[144]

силы, так как под каждым пехотинцем нужно разуметь целую воинскую часть. Принимающие участие в игре коммунары получают высокие назначения: один командует кавалерийской дивизией, второй – артиллерийским полком и т. д. Противник уничтожается не условно, а с помощью пушек, пулемётов и броневиков. Правила игры в точности повторяют законы военных действий, победа возможна только при умелом соединении тактических, стратегических и механических средств. Обходы флангов, прорывы, разведка – всё принято во внимание. Ребята иногда задерживаются за игрой на полу зала до позднего часа, и приходится принудительно прекращать побоище и требовать от судьи не-медленного решения, кто победил» 1.

С начала тридцатых годов изокружок имел чёткий посекционный рабочий план, составлявшийся на полугодие, с учётом потребностей, запросов и интересов других кружков и коммуны в целом. В плане оставлялась графа, заполняемая в разное время: непредвиденные работы, которые кружок всегда рад был выполнить. Форму плана сочиняли сами и потом совершенствовали, изменяли. Он согласовывался с общим планом работы клуба. План клуба вывешивался в коридоре у главного входа, на перекрёстке путей в общежитие, клуб, столовую и читальню. Он писался чётко, тушью. В нём указывались точно день, час, место работы каждого кружка, фамилии ответственных за проведение занятий педагогов и коммунаров. Самостоятельная работа в кружках здесь не отмечалась и вообще письменно не регистрировалась. Такой общий план назывался «Расписание внешкольной работы коммуны». Каждый, подойдя к расписанию, мог сразу увидеть, какие кружки занимаются сейчас, какие уже окончили занятия, какие будут ещё заниматься сегодня, какие – завтра и т. д. «Мы не были ни писателями, ни поэтами,– вспоминал В. Н. Терский,– но все писали, писали от души бесхитростные частушки, песни, сказки, рассказы и какие хотите произведения; писали, не ожидая, пока станем писателями, писали, кто как мог и умел. Это делало нашу жизнь полнее, интереснее, лучше, веселее. В этих песнях, сигналах жили и крепли наши лучшие традиции» 2.

Разнообразная внешкольная работа вовлекала всех воспитанников в серьёзную творческую работу над собой. В коммуне, как выношенное и мудрое правило, часто повторяли:

_____

1             Макаренко.– Т. 2.– С. 78–79.

2             Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь.– С. 93.

[145]

И таланты и сноровки –

всё идёт от подготовки!

Родным братом изокружка, как писал А. С. Макаренко, являлся ребусник. Он вовлекал в некоторые периоды до ста коммунаров. Когда начинался ребусник, каждый коммунар имел право предложить для него любую задачу, но непременно оригинальную. Художественно оформленный ребусник вывешивался на общем листе, назначалось число очков, которое полагалось за каждое решение. Это число очков делилось между всеми решившими, и такое же число засчитывалось автору задачи. Задачи можно было давать самые разнообразные – от простой арифметической до сложной производственной. Давались и шуточные задачи. Таких задач на ребусном листе появлялось больше двухсот. Наибольшее число очков не давало ещё права на первенство. Мало – уметь решать задачи. Нужно быть и физически развитым человеком. Дополнительно устраивалось состязание в разных видах спорта, требующих ловкости и увёртливости. Наконец, приходил день, когда в главном зале устраивалось специальное заседание, играл оркестр, и под звуки туша победители получали премии: ножики, книги, инструменты, записные книжки, рисовальные принадлежности, альбомы. Ребусники захватывали всю коммуну. Редколлегии приходилось рассматривать около десяти тысяч решений 1.

В программу эстетического воспитания А. С. Макаренко включал не только пение, музыку, хореографию, литературу, театр, кино и изобразительное искусство, но и красоту одежды, речи и движений, красоту быта, труда и отдыха. Антон Семёнович высоко ценил художественную простоту, естественность, чувство меры. Он органически не выносил грубости, бестактности, расхлябанности, рисовки, в чём бы они не проявлялись: в работе, в движениях, в разговоре, поступках. Он постоянно стремился к тому, чтобы обеспечить органическую связь внутренней и внешней красоты человека, единство этики и эстетики. Эстетическое воспитание в макаренковской системе способствовало интеллектуальному росту личности, шлифовке её эмоционально-волевой сферы. Оно формировало у воспитанников хорошие эстетические вкусы и высокие человеческие идеалы, к которым они стремились не только в период пребывания в колонии или коммуне, но и всю свою последующую жизнь.

____

1 См.: Макаренко.– Т. 2.– С. 79–80.

[146]