Перейти к основному содержанию

Египтяне, как и многие другие древневосточные народы, образовались на основе смешения целого ряда различных племён. Эти племена, из которых постепенно образовался древнеегипетский народ, принадлежали к туземным племенам Северной и Восточной Африки. На родство древнейших египтян с племенами тропической Восточной Африки указывают своеобразные египетские статуэтки людей архаического периода, обмеры черепов, найденных в архаических погребениях в Негада, а также некоторая близость древнеегипетского языка к языкам галла, сомали и др. Судя по древнеегипетским изображениям, древнейшие племена, населявшие Восточную Африку (по-египетски — страна Пунт), по своему внешнему виду напоминали египтян. Древний культ египетской богини плодородия, изображавшейся в виде женщины с рогами небесной коровы, и культ бородатого карликообразного божества Беса, несомненно, тесно связаны с религиозными культами чисто африканских народов. В надписи Хирхуфа времени Древнего Царства описывается доставка в Египет из Нубии карлика, который должен был исполнять особую «пляску бога».

С другой стороны, древнейшие египетские племена находились в тесном родстве с древними ливийскими племенами Северной Африки. Древнеегипетский язык обнаруживает черты сходства с берберскими языками Северной Африки. Раскопки, произведённые в Египте и на высоких нагорьях, окаймляющих долину Нила, показывают, что племена, создавшие самобытную египетскую культуру, жили в Северо-Восточной Африке со времён древнекаменного века. В фаюмской стоянке были найдены остатки африканского зерна. Исследования обнаружили наличие дикорастущих видов зерновых в Эфиопии, которые, очевидно, были акклиматизированы в глубокой древности разными племенами Северо-Восточной Африки. Наконец, в Северной и Восточной Африке египтяне могли добывать медь, что дало толчок к развитию самобытной древнеегипетской металлургии. Поэтому неправильными являются попытки некоторых историков доказать азиатско-семитское происхождение египетского народа, его языка и культуры. Ещё более неправильны и ни на чём не основаны высказывания фашистских фальсификаторов истории, которые пытались насильственно включить древнеегипетскую культуру в круг «арийско-нордической расы», указывая на родство египетских черепов с черепами «арийско-азиатского происхождения». Можно говорить лишь о некоторых культурных взаимоотношениях между древними египтянами и соседними племенами Синайского полуострова, Палестины и Аравии. Эти взаимоотношения несколько усиливались в те эпохи, когда отдельные азиатские племена проникали или вторгались в Египет. Такие вторжения неоднократно происходили в историческую эпоху, однако никаких точных данных о таком крупном вторжении азиатских племён в Египет в архаическую эпоху не имеется.

Таким образом, древние египтяне были народом, населявшим долину и дельту Нила с глубокой доисторической древности. Древнеегипетский язык, возникший ещё в период первобытнообщинного строя, продолжал существовать в течение всей рабовладельческой эпохи. Основной словарный фонд и некоторые характерные черты древнеегипетского языка сохранились вплоть до времени возникновения феодализма в первых веках п. э. и даже несколько позднее. Древнеегипетский язык, как всякий язык, «является продуктом целого ряда эпох, на протяжении которых он оформляется, обогащается, развивается, шлифуется» *. Некоторая близость древнеегипетского языка к древнесемитским языкам (финикийскому, аккадскому, ассирийскому и древнееврейскому) объясняется в некоторой степени теми взаимными влияниями, которые были вызваны политическими и культурными связями Египта со странами Передней Азии. Скрещивание древнеегипетского языка с языками иноземных завоевателей, гиксосов, ливийцев, эфиопов и других, которые в течение второго — первого тысячелетий до н. э. вторгались в Египет, всегда в конечном счёте приводило к победе древнеегипетского языка. «При скрещивании один из языков обычно выходит победителем, сохраняет свой грамматический строй, сохраняет свой основной словарный фонд и продолжает развиваться по внутренним законам своего развития» **. Исследование этого процесса показывает, что «при этом происходит некоторое обогащение словарного состава победившего языка за счёт побеждённого языка, но это не ослабляет, а, наоборот, усиливает его» ***.

Примечания

* И.В. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания. Стр. 9.

** Там же, стр. 29-30.

*** Там же, стр. 30.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 163-165.