Перейти к основному содержанию

Древнеиндийская культура, развитие которой можно проследить на протяжении многих веков, оказала значительное влияние на культурное развитие ряда соседних народов. Особенно хорошо осведомлены мы о религии древнеиндийских народов благодаря большому количеству сохранившихся религиозных сборников.

Древнейшая религия Индии восходит к тотемизму, к обоготворению природы и культу предков. В Ведах сохранилось яркое отражение древнего культа природы. Так, индусы во времена составления Вед поклонялись солнцу (Сурия), обоготворяли небо под именем Варуна, поклонялись священному огню (Агни), а также богу грозы и грома — Индре. В связи с развитием земледелия возникли и оформились представления о богине производительных сил природы и плодородия вообще, которую они называли Адити и которой давали следующие эпитеты: «общая мать», «сущность всех вещей», «бесконечность», «то, что родилось и что имеет родиться». Поэтому богов называли «дети или сыны Адити». Слово «адитья», производное от имени «Адити», стало обозначать «боги».

Этот древний культ природы в полной мере отражал идеологию, характерную для тех сельских общин, социально-экономические отношения внутри которых отличались «простотой производственного механизма». На это ясно указал К. Маркс в следующих словах:

 «Мы не должны забывать эгоизма варваров, которые, сосредоточив все свои интересы на ничтожном клочке земли, спокойно наблюдали, как рушились крупные империи, как совершались несказанные жестокости, как истреблялось население больших городов, — спокойно наблюдали все это, не уделяя этому большего внимания, чем явлениям природы, и сами становились беспомощной добычей любого насильника, соблаговолившего обратить на них свое внимание. Мы не должны забывать, что эта лишенная достоинства, неподвижная и растительная жизнь, эта пассивная форма существования вызывала, с другой стороны, в противовес себе дикие, слепые и необузданные силы разрушения и сделала в Индостане самое убийство религиозным ритуалом. Мы не должны забывать, что эти маленькие общины носили на себе клеймо кастовых различий и рабства, что они подчиняли человека внешним обстоятельствам, вместо того чтобы возвысить его до положения господина этих обстоятельств, что они превратили его саморазвивающееся общественное состояние в неизменный, предопределенный природой рок и тем создали грубый культ природы, унизительность которого особенно бросается в глаза в том факте, что человек, этот владыка природы, благоговейно падает на колени перед обезьяной Гануманом и перед коровой Сабалой» *.

Особенно широко был распространён в древней Индии культ огня, связанный с бытом патриархальной семьи. Огонь, как отец, считался священным начальником дома. Домашний очаг был центром семейной жизни, как в древних больших семейных общинах, так и в частном хозяйстве индивидуальной семьи, дома (грихья), где властвовал хозяин семьи — патриарх (гри- хапати). Однако культ огня восходит к тем древнейшим временам, когда впервые был открыт способ добывания огня, «когда трут (куски дерева) с большой силой», как говорится в одном гимне в честь бога огня Агни, сохранившемся в Ригведе. Высоко оценивая хозяйственное значение огня, дававшего возможность людям строить свою совместную жизнь, древние индусы называли огонь «начальником поселения» (вишьпати). Так возник особый культ священного вечного огня, поддерживавшегося особыми жрецами (атхарван). Наряду с домашним огнём поклонялись и небесному огню, называя его «божественным отцом» — Дьяус-Питар. С культом огня был тесно связан культ предков, совершавшийся в каждом доме главой семьи, патриархом. Так, в законах Ману говорится о том, что «предки — это первоначальные божества, свободные от гнева, совершенно чистые, всегда непорочные, отвращающиеся от спора и одарённые большими добродетелями».

Культ предков, возникший в период родового строя, должен был служить для укрепления рабовладельческого общества, окружая священным авторитетом власть богатых аристократов, глав больших патриархальных семей. Поэтому в брахманском сборнике законов Ману особенно подчёркивается древний культ предков: «Для дважды рождённых обряды в честь предков важнее обрядов в честь богов». Культ предков восходит к очень глубокой древности, когда ещё не были разработаны более поздние и более сложные формы религии и культа, когда ещё не была оформлена позднейшая догматика. Поэтому в законах Ману говорится: «Предки всегда удовлетворяются жертвами, совершёнными на открытых, по природе чистых полянах, на берегах рек, в местах уединённых». Это был подлинный культ вполне реальных предков — отца, деда и прадеда.

Так, в тех же религиозных законах говорится: «Тот же, у кого отец умер, а дед ещё жив, должен после произнесения имени своего отца упомянуть имя своего прадеда». В священных книгах Вед сохранились песни, обращённые к предкам. Эти древнейшие религиозные гимны восходят ко времени древнего патриархального быта. Культ предков в застойном быту древней Индии сохранялся очень долго. Отголоски древнего культа предков сохранились даже в более поздней индийской драме «Шакунтала» (V в. и. э.). Царь Душьянта горюет, что у него нет детей: «Увы, предки Душьянты пребывают в опасении. Бездетен я, и вот они не знают, кто из детей за смертию моей им принесёт, как должно, возлияние, и слёзы их — приправа слёз моих».

Древние формы религии — культ природы и культ предков, особенно широко распространённые в период скотоводства и раннего земледелия, как на это указывают древнейшие гимны Ригведы, в эпоху образования рабовладельческого общества и государства сменяются новыми религиозными верованиями, имеющими своей целью оправдать классовый строй. Постепенно древние боги природы превращаются в богов — покровителей государства, царя и царской власти. Особенно ясно это видно в культе бога Индра, который раньше считался богом грозы, грома и молнии. В древней религиозной поэзии Индра изображался в виде грозного божества, убивающего дракона своим топором грома и освобождающего небесные воды. Он считался также богом плодородия. Но впоследствии он превратился в бога земной силы, в бога — покровителя царя. Индра стал считаться покровителем аристократии, государства и царской власти. Поэтому Индру особенно почитали кшатрии, воины-аристократы, входившие в состав второй варны, из среды которой обычно выходили основатели царских и княжеских династий. Само слово «индра» стало обозначать понятия «князь» или «царь», «государь», «господин» (как в семитских языках слова «мелек» или «адон»).

По мере образования крупных централизованных государств постепенно возникают элементы единобожия. Единому царю на земле должен был соответствовать единый бог на небе. Появляется представление о едином боге, которого называли Ираджапати (начальник творения, созданий, людей, народа). Уже в ведийских гимнах появляется яркая характеристика этого бога-творца, единого создателя мира: «Он, создавший ясное небо, крепкую землю, сияние мира и свод небесный, измеривший свет сквозь эфирные пространства... Он — единый бог над всеми богами».

Одновременно с усложнением религиозных обрядов образуется специальное жречество, которое постепенно замыкается в прочную касту. Возникает особая брахманская- идеология, создаётся и прочная организация брахманской касты. Древние религиозные сборники, Веды, обрастают толкованиями (Упанишады), возникшими в результате довольно развитой религиозно-философской деятельности. Согласно брахманскому учению, только члены брахманской касты могли выполнять религиозные обряды, учить людей религии. Существовали особые степени посвящения внутри этой брахманской касты. Существо-вали и особые, сложно разработанные правила, которыми должны были руководствоваться как ученики, так и учителя-брахманы. Каждый ученик должен был проходить строгое ученичество, полностью повинуясь своему наставнику (гуру). Ученик должен был изучать священные книги, молитвы, жертвоприношения, обряды и законы брахманского строя. Только после этого длительного обучения он получал право стать жрецом. Так формировалась и крепла замкнутая каста жречества.

Однако пытливая мысль человека подтачивала устои этой древней брахманской религии. Постепенно появляются религиозно-философские учения, в которых содержатся ноты неверия в древние религиозные истины. Закрадываются сомнения в истинности тех догматов, которые проповедовали древняя религия и жречество. Люди начинают сомневаться в загробной жизни. Так, автор одного религиозно-философского трактата говорит: «Не добро покидать этот мир, ибо кто знает, будем ли мы существовать на том свете или нет».

Даже в произведениях Яджнавайнья, основателя брахманизма, звучат горькие ноты сомнения в реальности загробной жизни. «После смерти нет сознанья», ибо «срубленное дерево вырастает вновь из своего корня, но из какого корня вырастет срубленный смертью человек? Не говорите из семени, ибо оно производится только живущим. Кто раз умер, тот не родится снова».

Так постепенно разлагалась древняя брахманская религия и вместе с нею древняя кастовая система. Против брахманской религии и кастовой системы выступил буддизм, возникший, по преданию, в VI в. до н. э. и получивший, как это видно по эдиктам Ашоки, довольно широкое распространение уже в III в. до н. э. Буддизм возникает в период подъёма экономики и в значительной степени торговли в рабовладельческой Индии в качестве идеологического протеста против брахманизма и затвердевшей кастовой системы, мешавших развитию социально- экономических отношений в Индии. Особенно резко выступает буддизм против касты брахманов. В учении Будды нашёл своё выражение протест против признания каждого человека, рождённого в касте брахманов, жрецом, который по одному праву своего рождения обладал привилегией высшего положения в обществе.

Будде приписываются слова: «Ни одного человека я не назову брахманом только потому, что родившее его материнское лоно принадлежало к брахманской касте. На языке Брахмы говорят многие, сердце и мысль которых обращены к миру. Поэтому я назову брахманом того лишь, кто, отдаляясь от мира, освобождается от всякой страсти».

Древнейшие произведения индийской письменности позволяют проследить процесс возникновения и древнейшего оформления научных знаний, начиная с эпохи распада родового строя и возникновения древнейших рабовладельческих государств в Северной Индии. Гиероглифические надписи, найденные в развалинах больших городов в Мохенджо-Даро и в Хараппа, указывают на то, что уже в третьем тысячелетии до н. э. в Индии существовала самобытно возникшая картинная письменность. Распространение алфавитно-слоговой письменности в Индии относится к III веку до н. э. К этому времени относятся надписи, написанные при помощи письменности кхарошти, возможно, возникшей на основе применения арамейского письма. Большинство надписей Ашоки написано при помощи оригинальной древнеиндийской системы письменности брахмн, из которой развилась более поздняя классическая система письма деванагари, а также многочисленные другие индийские алфавиты.

Потребности повседневной жизни заставили индийцев уже в глубокой древности систематизировать наблюдения различных явлений природы. Так, появились первые знания в области медицины, астрономии и математики.

Как и у других древневосточных народов в период господства религиозно-магического мировоззрения, у древних индусов зачаточные формы науки ещё тесно сплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями. Поэтому древнейшие указания на медицинские знания сохранились в религиозных сборниках Вед, в частности в гимнах Ригведы и Атхарваведы. С течением времени древний знахарь (бхишадж — изгоняющий бесов) постепенно превращается во врача-целителя, хотя и сохраняет своё древнее название. В период составления Вед индийские врачи имели некоторые знания в области анатомии и применяли некоторые анатомические термины, придавая особенное значение мозгу, спинному хребту и грудной клетке, как вместилищам болезней, откуда их должен извлечь врач. В Ведах встречаются различные виды болезней — желтуха, болезнь в суставах, болезнь головы, проказа, «царская немочь» (может быть лёгочный туберкулёз), — что указывает на первичную систематизацию медицинских наблюдений и на первые попытки диагноза. Появляются и некоторые обобщающие названия, которые служили для определения целой группы возможно родственных или похожих заболеваний (якшма). Для приготовления лекарств чаще всего применялись целебные травы (ошадхи). В Ригведе говорится о том, что у кого «травы собраны, как цари на сходке, тот зовётся мудрым врачём, истребителем злых духов (ракшасов), изгоняющим недуги». С развитием этой всё ещё примитивной медицины появляются отдельные врачебные специальности, как, например, лечение внутренних болезней, лечение глазных болезней, хирургия. Накопление медицинских знаний приводит к появлению первых медицинских трактатов, которые относятся к началу н. э. Так, автор медицинского трактата Самхита Чарака был, возможно, придворным врачом у царя Канишки (I в. н. э.), а часть  трактатов Сушрута восходит к V веку н. э. Древнеиндийская медицина имела много точек соприкосновения с античной медициной, что объясняется довольно значительными взаимодействиями между Индией и античным миром, которые особенно усилились после похода Александра Македонского в Индию. Так, в Яджурведе сохранилось учение о четырёх основных соках организма, которое во многом совпадает с аналогичным учением отца греческой медицины — Гиппократа. Предписания врачебной профессиональной этики, сохранившиеся в трактате Чараки, крайне близки к таким же высказываниям Гиппократа.

Ряд знаний был накоплен и в области астрономии. Наблюдение над кажущимся движением солнца по небосводу, над движением и фазами луны, а также над «пребыванием» луны среди определённых созвездий (накшатрас) в своего рода «лунных домах», наконец, наблюдения над звёздным небом позволили даже в ведийский период установить фазы луны, лунный зодиак, и выработать своеобразную форму календаря. По этому календарю год делился на 12 месяцев, причём каждый месяц делился на 30 дней. Несоответствие между календарным и астрономическим годом в древности выправлялось при помощи добавочного, тринадцатого, месяца, который упоминается в Ригведе. Позднее этот добавочный месяц стали вставлять периодически каждые пять лет. Древнейшие астрономические трактаты, относящиеся к VI веку н. э., указывают на высокое развитие астрономических знаний в древней Индии. Авторы этих трактатов установили, что земля вращается вокруг своей оси и что луна заимствует свой свет у солнца.

Так, древние индусы наряду с другими древневосточными народами сделали большой вклад в сокровищницу мировой культуры.

Примечания

* А. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, стр. 309.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 608-614.