В Вавилоне во времена Хаммурапи оформилась типичная для древнего Востока деспотия» Управление страной было строго централизовано, и вся верховная власть, законодательная, исполнительная, судебная и религиозная, была в конечном счёте сосредоточена в руках царя. Как видно из переписки Хаммурапи с его чиновниками, царь сам руководит различными отраслями управления, в частности организацией искусственного орошения. Царь лично рассматривает различные спорные дела и жалобы, поступающие на его имя. По этим делам царь сам выносит решения и даёт соответствующие предписания своим чиновникам. Наконец, особыми указами царя вносятся необходимые исправления в календарь.
В управлении страной царь опирался на сложный и централизованный бюрократический аппарат. Одни чиновники ведали отдельными отраслями центрального управления, другие управляли городами или областями, являясь как бы наместниками царя. Вавилоном и другими большими городами, как, например, Сиппар, управляли чиновники, носившие высокий титул «шак-канакку». Менее крупными городами и областями управляли чиновники, называвшиеся «рабианум». Население обязано было уплачивать различные налоги: с хлебного урожая или приплода скота, с финиковых садов, с полей кунжута и с рыбацких общин. Наряду с этими налогами взимались особые подати серебром и специально царские подати натурой. Все эти доходы стекаюсь в царскую сокровищницу и образовывали дворцовое имущество, которое наряду с храмовым особенно охранялось законом. Особое место в бюрократическом аппарате занимали чиновники, называвшиеся «вакиль амурри». Эти чиновники ведали государственной торговлей, а также наделением земельными участками воинов (реду и баиру).
Судебная власть находилась в руках особых чиновников. Судебными функциями были облечены шакканакку, рабианум, судьи округа и особые суды «старейших и именитых людей города». Храмовые судьи всё больше теряют своё значение и ограничиваются лишь тем, что принимают показания под присягой перед статуей божества в храме. Постепенно появляются первые нормы процессуального права, согласно которым судьям вменяется в обязанность не просто принимать показания свидетелей, скреплённые клятвой, а лично «исследовать дело». Специальные статьи закона карают виновного в лжесвидетельстве, наконец, статья 5 строго карает судью за изменение судебного приговора, налагая на него штраф в 12-кратном размере иска и запрещая ему впредь выполнять судебные обязанности.
Всю систему бюрократического управления страной возглавляет царь, который по учению жрецов получает верховную власть как бы непосредственно из рук богов. С гордостью говорит в своём кодексе Хаммурапи о самом себе: «Боги Ану и Энлиль призвали меня, Хаммурапи, славного, богобоязненного воина... Я, Хаммурапи, — пастырь, избранный богом Энлилем... царственный отпрыск, созданный богом Сином... полновластный царь царей, брат бога Замамы... божественный царь царей... Мардук призвал меня управлять народом и даровать стране благополучие». Эти представления о богоустановленности и даже о божественном характере царской власти нашли своё яркое отражение в одном шумерийском гимне, составленном в честь вавилонского царя Самсуилуны, преемника Хаммурапи. В этом гимне говорится:
«Пусть бог Энки навеки укрепит твой престол
И пусть он подарит тебе скипетр на долгие дни и годы!
...Пусть твоё царство стоит прочно, подобно небу и земле!
Ты—царь страны и многочисленных людей!
Ты — добрый пастырь народа!
Когда ты, как дикий вихрь, налетаешь на всю враждебную тебе I страну,
Ты, о царь, подымаешь свою голову вплоть до неба.
В Вавилоне, городе «божественной силы» бога Сина, утверди своё
величие, как блистающее солнце...
Когда ты в чистом, священном месте всё создаёшь, выполняй
величественно божественьую должность своей царской власти...
Когда ты, подобно блистающему дню, в лучах восходишь,
Пусть установят тебе боги Ану и Энлиль твою великую судьбу».
Реакционные буржуазные историки в своих многочисленных книгах и статьях часто идеализировали древневавилонскую деспотию времени Хаммурапи, изображая её в качестве прочной, строго организованной, «унифицированной» монархии в которой якобы было почти достигнуто внутреннее «гармоническое равновесие» между различными группами населения. Однако эта глубоко тенденциозная точка зрения в корне неправильна. В Вавилонском государстве между рабовладельцами-богачами, с одной стороны, бедняками и рабами — с другой, лежала глубокая пропасть, обусловленная острыми классовыми противоречиями, которые столь ясно видны при анализе кодекса Хаммурапи. Государственная власть с целью укрепления классового строя в целом принимала энергичные меры для укрепления государственного единства. Однако все эти усилия не могли увенчаться успехом. Шумерийский юг во многом сохранял свою экономическую и культурную обособленность. Вавилонское царство оказалось далеко не столь прочным, как это могло казаться на первый взгляд. Именно поэтому вавилонская деспотия рухнула под ударами касситских завоевателей.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 94-96.