Литературное творчество возникло в древней Месопотамии в глубокой древности, в четвёртом тысячелетии до н. э., на что указывают литературные произведения, найденные в архивах древнейших шумерийских городов. Шумерийская литература, клинопись и вся культура в целом оказали большое влияние на позднейшую ассиро-вавилонскую литературу. Многочисленные литературные произведения, возникшие в шумерийскую эпоху, были впоследствии в несколько изменённой форме переведены на вавилонский и на ассирийский языки и в таком виде сохранились до позднего времени.
Религиозно-магические верования властвовали над сознанием древних жителей Двуречья, почти целиком определяя всё их мировоззрение. Поэтому религиозная идеология насквозь пронизывала всю литературу. Большинство литературных произведений являлось лишь художественным оформлением Религиозных мифов, легенд, догматов и идей. Эти литературные произведения служили целям религиозного поучения, объясняя людям явления природы, тайны бытия и смерти, мироздания и человеческой жизни. Гимны, молитвы, псалмы и заклинания, облечённые в художественную форму, служили целям религиозного культа, пелись или произносились в храмах при выполнении религиозных или магических обрядов.
Религиозный характер шумеро-вавилонской литературы в значительной степени предопределил её традиционный характер. Религия придавала особый авторитет произведениям, восходившим к седой древности, которые обычно приписывались древним мудрецам или даже откровению самих богов. Поэтому почти всё позднейшее литературное творчество после шумерийской эпохи сводилось главным образом к повторению или новому изданию древних традиционных идей, к перепевам древних исконных мотивов и лишь к некоторому приспособлению их к потребностям данного момента.
Шумеро-вавилонская литература в своих самых глубоких истоках восходит к устному художественному народному творчеству, образцы которого сохранились лишь в незначительном количестве. Таковы пословицы, отражающие быт и житейскую мудрость земледельческих народов Двуречья, как, например: «Ты пошёл и захватил поле своего врага, а в это время твой враг пришёл и захватил твоё ноле» (ср. «не рой другому яму, сам в неё попадёшь»). Таковы народные песни, служившие для ритмического сопровождения трудовых процессов, как, например, песня мельников: «Звезда земледельцев (появившаяся на небе) запрягла на поле плуг для посева зерна». В более поздних текстах сохранились отрывки из народных песен поваров и пекарей. К народной литературе в некоторой степени относятся древний «звериный» эпос и басни, действующие лица которых связаны с тотемными воззрениями первобытной эпохи. Однако отрывки из этих литературных произведений сохранились в более поздних редакциях того времени, когда наряду с быком в хозяйстве применялся конь, когда с образом орла стали связывать представления о символах царской власти, находящихся «на небе». Так возник «Спор между лошадью и быком», которые спорят о достоинствах своей породы, басня «О лисице», выступающей на суде перед богом Шамашем, повесть о вражде между орлом и змеёй, вставленная в поэму «Полёт Этапы».
Многие литературные произведения древнешумерийской эпохи восходят к тому времени, когда древнее кочевое скотоводство вытеснялось оседлым оросительным земледелием. В поэме «Эмеш и Энтен» рассказывается о том, как создатель скотоводческого хозяйства спорит с основателем земледелия за звание «земледельца богов», причём бог земли и верховный бог Шумера и г. Ниппура Энлиль решает спор в пользу земледельца Энтена. В другой шумерийской поэме рассказывается, как тот же бог Энлиль изобрёл мотыгу и подарил её людям. Наконец, в поэме «Иннина выбирает земледельца» повествуется о том, как герои скотоводства и земледелия сватаются к богине Иннине, всячески расхваливая свой труд.
Большое место в вавилонской литературе занимал эпос, возникновение которого восходит к шумерийской эпохе. Сюжеты шумерийских эпических поэм, проникнутых религиозным мировоззрением, тесно связаны с мифами, в которых описывается «золотой век» седой древности, создание богов, мира и человека, борьба бога солнца и войны Нинурты с чудовищем преисподней, потоп и нисхождение бога земли Энлиля в загробный мир. В «Поэме о золотом веке» рассказывается о том счастливом времени, когда «не было ни змеи, ни скорпиона, не было гиены, не было льва, не было ни дикой собаки, ни волка, не было ни страха, ни ужаса, у человека не было соперника». Эта поэма возникла в то время, когда уже существовало сильное шумерийское царство — «великая страна указов верховной власти» и когда Шумер был связан торговыми и культурными связями с «четырьмя странами света»: северной страной Ури (Средняя и Северная Месопотамия), западом — Марту (сирийско-месопотамской степью, населённой аморитами) и востоком — Шубур (Элам и Гутиум). В другой шумерийской поэме рассказывается о подвигах древних героев Гильгамеша и Энкиду, а также о сотворении мира и человека, «когда небо было отделено от земли, когда земля была отделена от неба, когда имя человека было установлено». В мифах и легендах, описывающих мировой потоп и борьбу бога Нинурты с чудовищем преисподней, охраняющим мировые воды, отразилась исконная борьба древних земледельцев Месопотамии с периодическими разливами рек, а также устройство древнейшей оросительной системы. Наконец, другие мифы, легшие в основу эпических поэм, связаны с культом земледельческого бога плодородия и природы. В них описывается «нисхождение» бога земли Энлиля или богини плодородия Иннины в загробный, подземный мир.
Вавилоняне восприняли культурное наследство шумерийской эпохи, в частности подвергли некоторой обработке шумерийскую литературу, что нашло ,своё отражение в вавилонском эпосе. Сохранившиеся главным образом в более поздних редакциях вавилонские эпические поэмы были, очевидно, составлены в период расцвета Древневавилонского царства при царях I вавилонской династии (XIX—XVI века до н. э.) или несколько позднее, на что указывают некоторые сохранившиеся отрывки и анализ самих поэм. Эти эпические поэмы, повествующие о жизни и подвигах богов и героев, были составлены главным образом из гимнов в честь отдельных богов. Эти гимны должны были возвеличить определённого бога, его храмы и его жречество, как, например, бога Мардука, считавшегося покровителем Вавилона и вавилонского царя.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 109-111.