Перейти к основному содержанию

Эта мысль о возвеличении местного бога положена в основу широко распространённого в Вавилонии эпического произведения, которое по своим первым словам носило название «Энума элиш» (Когда вверху). В шумерийском прототипе этой поэмы создателями мира являются шумерийские боги, в частности Энлиль, а первозданными городами «царства» — города Шумера и Аккада: Урук, Ниппур, Сиппар и др. В период образования централизованного Вавилонского царства жрецы стали изображать вавилонского бога Мардука в качестве верховного бога и творца вселенной, что нашло своё отражение и в вавилонской редакции поэмы «О сотворении мира».

В основу этой поэмы положена космогоническая мысль о том, что бог весеннего солнца и его творческой мировой силы Мардук, начало порядка, света и добра, побеждает тёмные силы злого хаоса — чудовище Тиамат и создаёт из её тела весь мир.

Владыка остановился, её труп созерцая,

Туловище рассек он, премудрое замыслив:

Точно раковину, разделил его на две половины.

Одну половину воздвиг он небесной крышей.

Он задвинул засов, приставил к нему стражей.

Горные воды стеречь приказал он им. 

В легенде далее повествуется о том, как бог-творец распределил на небе созвездия, установил их движение и, наконец, создал человека, призвание которого — «забота о богах». Последняя часть поэмы содержит гимн Мардуку — главному богу Вавилона, которому все боги передали верховную власть. Эта поэма была очень широко распространена. Отдельные варианты и эпизоды этого мифа сохранились в различных отрывках, которые встречаются даже в астрологических сочинениях и в заговорах против зубной боли. Сохранился ряд редакций, в частности несколько сказаний о борьбе божества света с силами мрака (легенды о весеннем месяце, о Бэле и Лаббу, о птице-урагане). Весь миф был целиком заимствован в ассирийскую эпоху. Отголоски его сохранились в библейской и античной литературе.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 112-113.