Перейти к основному содержанию

Рассадниками всех этих знаний были школы, которые обычно находились при храмах. В этих школах воспитывались и подготавливались к своей будущей деятельности писцы, которые в то же время были и жрецами. Эти школы давали как общее, так и несколько повышенное специальное образование. Общее образование включало изучение письменности и языка, элементарные знания в области арифметики, геометрии и астрономии, а также уменье предсказывать будущее по звёздам (астрология) и уменье гадать по печени. Наконец, в систему специального образования входило изучение различных отраслей богословия, права, медицины и музыки. Система преподавания носила весьма примитивный характер. Она ограничивалась вопросами учителя, ответами ученика, переводами с одного языка на другой, письменными упражнениями и заучиванием наизусть. Во время раскопок в Мари было найдено помещение школы с типичными скамейками для учеников.

Вавилонская культура, как и культура всех древневосточных народов, была насквозь пронизана религиозно-магическим мировоззрением. Поэтому первые попытки накопления объективных знаний были ещё тесно связаны с древними религиозными представлениями. Жреца-писца, много потрудившегося над изучением различных отраслей древнего знания, заставляли изучать особую тайную науку — «тайну видения». Если учёный жрец овладевал этими тайными знаниями, то он мог «созерцать возвышенное искусство видения и достигнуть большого имени», т. е. прославиться в качестве мудреца. В таком случае старшие жрецы «вводили его в святилище бога», т. е. посвящали в высшую жреческую степень знания. Поэтому первые объективные знания вавилонских писцов часто смешивались и тесно переплетались с древними религиозными верованиями. Этим объясняется тесная связь, существовавшая между астрологией и астрономией, а также между медициной и знахарством. Небесные светила считались божествами, им поклонялись в храмах. Волю богов и будущие судьбы народов, государств, правителей и людей пытались разгадать, вглядываясь в расположение небесных светил. Заметив, что планеты постоянно меняют своё положение среди неподвижных звёзд, думали, что, судя по положению планет среди звёзд, можно предсказывать будущее. Поэтому планеты назывались «переводчиками». Этим хотели сказать, что планеты, постоянно меняя положение среди звёзд, как бы переводят на язык, доступный людям, волю богов. «Предсказывание» будущего по расположению звёзд и планет, зародившееся в древней Месопотамии, впоследствии получило название астрологии.

Древневавилонская медицина также самым тесным образом переплеталась с древними религиозными верованиями. Покровительницей медицины считалась богиня Иинхурсаг, которая создала, по верованиям вавилонян, 8 низших богов, считавшихся целителями различных болезней рта, зубов, рёбер и т. д. Причинами болезней считали дурное влияние особых злых духов. Для борьбы с ними прибегали к помощи бога Нинурты и его жены богини Гулы, которая «оживляла мёртвого». Покровителем медицины считался, далее, «владыка врача» бог Ниназу и его сын бог Нингишзида, символ которого — змея, обвивающая жезл, — сохранился в качестве эмблемы медицины до наших дней. Первобытная шумеро-вавилонская медицина тесно сплеталась с религиозным культом воды, издавна считавшейся средством магического и вместе с тем гигиенического очищения. Очевидно, лечебные свойства воды были подмечены уже в глубокой древности. Недаром тот же самый бог, покровитель медицины Ниназу, считался богом, «знающим воду», как на то указывает его имя. Равным образом и бог мудрости и знания Эа считался одновременно владыкой водной стихии и в то же время покровителем лечебного искусства, который знал тайную силу воды и передавал эти знания «знающим воду» лекарям (шумерийское «азу» и аккадское «асу»). Бога Эа называли «знающим масло», считая, что он определяет тайные судьбы лекарственных растений. Таким образом, во многих древневавилонских медицинских текстах наряду с попытками объективного лечения можно найти применение самых разнообразных магических способов воздействия на злых духов болезни, как, например, применение магических заклинаний.

Вавилонская культура оказала большое влияние на культурное развитие других древневосточных народов, главным образом в Передней Азии, чему особенно способствовало широкое распространение вавилонской торговли. Шумеро-вавилонская клинопись была заимствована ассирийцами, хеттами, митаннийцами, племенами Сирии, урартами. Клинообразная письменность проникла даже в Элам и в среду иранских народов. Вавилонская система мер, веса и весовых денежных единиц распространилась на значительной территории Передней Азии.

Религиозные верования, литературные произведения и научные знания шумерийцев и вавилонян оказали сильное влияние на развитие культуры многих древневосточных народов. Культурное наследство древних народов Двуречья было широко использовано и творчески переработано в эпоху создания значительно более высокой античной цивилизации. Образ древнегреческого героя Геракла во многом напоминает образы легендарных древневавилонских героев. Греческий историк Геродот сообщает, что эллины заимствовали у вавилонян солнечные часы, солнечный показатель и деление дня на 12 частей. Согласно античной традиции, греческий философ и учёный Пифагор прожил 12 лет в Вавилоне и изучил там астрономию, астрологию, математику и музыку. «Халдейские» звездочёты пользовались большой славой даже в позднеримскую эпоху.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 131-133.

 

Шумерийский бог луны на троне.

Оттиск цилиндрической печати.