Перейти к основному содержанию

Развитие внешней торговли и военной политики способствует превращению Египта в путешествии крупное и сильное государство, смело выступающее на арену международной борьбы. Связи Египта с соседними народами и странами становятся всё более тесными. Египетские торговцы всё чаще ездят в Сирию и в Нубию. Египетские войска пробивают себе дорогу в Палестину и закрепляют за Египтом на юге весь район между первым и вторым порогами Нила. В эпоху Среднего Царства пробуждается живой интерес к богатым заморским странам. Жажда наживы и обогащения, стремление к приключениям и новым впечатлениям разбивают рамки древней замкнутой жизни, находя своё отражение в литературе. Появляется новый литературный жанр,описания путешествий, самые ранние предшественники позднейших приключенческих романов. В «Рассказе о потерпевшем кораблекрушение» (папирус ленинградского Эрмитажа № 1115) ещё сохраняются элементы древней фантастики, столь характерные для восточных сказок. Герой рассказа, типичный представитель среднего слоя населения этого времени («неджес» — маленький), рассказывает о своём путешествии к «рудникам царя». Страшная буря разбивает корабль и выбрасывает смелого мореплавателя на таинственный «остров духа». Путник находит здесь роскошную природу, чудесные плоды, обилие рыб и дичи. Благой владыка острова в образе гигантского змея утешает своего неожиданного гостя, щедро одаряет его богатствами далёкой страны Пунт, благовониями, слоновыми клыками, собаками и обезьянами и отпускает его на родину, в Египет. Многие черты этого рассказа, описание корабля, команды, бури, природных богатств «таинственного острова» отличаются художественным реализмом, который в своей зачаточной форме возникает в искусстве этой эпохи.

Ещё более реалистичен и житейски прост «Рассказ Синухета», знатного вельможи, бежавшего в Сирию из-за страха быть замешанным в придворную интригу. Автор рассказа красноречиво описывает мытарства и невзгоды, которые претерпевает Сннухет в пути: «...напала (на меня) жажда. Она настигла меня, я задыхался, моё горло пылало, и я сказал: «это —вкус смерти». Очень образно и красочно и в то же время реалистично описывается Сирия, жизнь египетского вельможи в этой иноземной стране, с которой египтяне всё больше сближаются в эпоху Среднего Царства. Очевидно, весь этот рассказ является своего рода документальной автобиографией египетского вельможи, которая подверглась тщательной литературной обработке и превратилась в прекрасное произведение художественной литературы. Этот рассказ был настолько популярен в древнем Египте, что до наших дней сохранился ряд списков и обрывков этого классического текста.

В эпоху Нового Царства географический кругозор древних египтян ещё более расширился. В литературных произведениях этого времени часто и подробно рассказывается о соседних странах, о жизни иноземных народов, о взаимоотношениях египтян с чужеземцами, о странствиях и приключениях за рубежом родной страны. В «Сказке об обречённом царевиче» рассказывается, как юный сын царя «отправился по желанию своего сердца на север через пустыню и жил там, охотясь на диких зверей. Так прибыл он к правителю Нахарины (Северная Сирия. — В. А.)». В другом рассказе повествуется о военных действиях египтян в Палестине и о том, как египетский военачальник Тхутий, применив военную хитрость, занял город Иоппе (современная Яффа) на филистимском побережье. Наконец, в обрывках плохо сохранившейся фантастической повести упоминается сирийская богиня Астарта, которая должна в качестве богини, «находящейся в районе моря», принести «дань серебром, золотом, лазуритом и... деревом», своеобразную «дань моря», т. е. продукты и товары, привезённые из далёкой «заморской» страны.

Однако с течением времени политическая мощь Египетского государства ослабевает. В XI в. Египет теряет не только свои владения, но и почти весь свой авторитет в Передней Азии. Эти важные исторические факты прекрасно отражены в «Путешествии Уну-Амона», посланного в Сирию, когда в Фивах правил первосвященник Амона Херихор, захвативший впоследствии верховную государственную власть в свои руки. Можно предполагать, что в основу этого рассказа легло вполне реальное путешествие «старейшего палаты управления Амона в Фивах» Уну-Амона для закупки дерева. В соответствии с этим весь рассказ выдержан в строго реалистическом стиле и мастерски облечён в художественную форму. Злоключения египетского чиновника в Сирин, которого преследуют, над которым издеваются в иноземной стране, изображены с большим литературным мастерством.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 298-299.