Перейти к основному содержанию

Египетское искусство, древнейшие формы которого возникли в архаическую эпоху  (в пятом тысячелетии до н. э.), непрерывно развивалось вплоть до поздней эпохи упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян. Уже в конце архаической эпохи начали вырисовываться основные отличительные черты египетского искусства: величественная монументальность формы, строгий и чёткий, почти геометрический конструктивизм ц фронтальность. Все эти особенности египетского искусства, однако, часто сочетались с реалистическими тенденциями, в особенности в портретных изображениях.

Высокого развития и технического совершенства достигла в Египте архитектура, многочисленные образцы которой (гробницы, храмы и т. д.) хорошо сохранились до наших дней.

В эпоху Древнего Царства вырабатывается и получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Тесная связь искусства с религией особенно ярко сказывается в архитектуре времени Древнего Царства, которая представлена гробницами и храмами. Эти величественные здания, созданные трудом огромного количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы-пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды при помощи внешней облицовки получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее чётко выраженный в грандиозных гизэхских пирамидах, построенных близ Мемфиса фараонами IV династии: Хуфу, Хафра и Менкаура. Поблизости от пирамид строились «заупокойные» храмы царей. Храм Хафры, состоящий из нескольких анфиладных помещений, из главного двора, предназначенного для мирян, и святилища, доступного лишь жрецам, типичен для храмовой архитектуры времени Древнего Царства. Другим образцом архитектурного комплекса того времени является пирамида Джо- сера и окружающие её храмы и часовни. В эпоху V династии, когда начинается процесс некоторого ослабления центральной власти, пирамиды фараонов уменьшаются в своём объёме, зато большее внимание обращается на заупокойные храмы царей. Стены этих храмов украшаются рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя. В заупокойном храме царя Сахура и в храме солнца, воздвигнутом около Абусира, сохранились образцы древних колонн, которые несколько схематически и стилизованно изображают формы, заимствованные египетским художником из окружающего его растительного мира, главным образом папирус и пальму. Архитектура Среднего Царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Это ясно видно в погребальном храме Ментухотепов времени XI династии. Центром этого грандиозного сооружения является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Широкое применение колоннадных галерой и зал а также полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в эпоху Нового Царства. Грандиозные развалины храмов Нового Царства, в частности многочисленных храмов времени XVIII и XIX династий, дают яркое представление о расцвете древнеегипетской архитектуры. Одним из величайших архитектурных комплексов этого времени был огромный и монументальный храм Амона в Фивах, который строился в течение долгого времени и развалины которого довольно хорошо сохранились в Карнаке. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и главным образом при Рамзесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. Площадь зала равна 5 тысяч кв. м. Весь зал, этот гигантский лес величественных колонн, распадается на три средних корабля высотой в 24 м и 12 боковых кораблей высотой в 14 м. Гигантский храм со всеми прилегающими к нему постройками является огромным архитектурным ансамблем, строители которого сделали смелую попытку разрешить в зодчестве проблему пространства. Оригинальным архитектурным комплексом несколько более позднего времени является храм Рамзеса III в Мединет-Абу.

Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и чёткая, почти геометризованная статичность — впервые появляются в скульптурных произведениях конца архаической эпохи, как, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи. Эти черты египетской скульптуры находят своё выражение в произведениях времени Древнего Царства. Архаическая скованность всего тела постепенно уступает своё место некоторой свободе в изображении тела, однако строго подчинённой  закону фронтальности и древним традициям торжественной монументальности. Изображая бога, обоготворённого царя или близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать прикрашенный, идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в спокойной, неподвижно застывшей позе торжественного величия. Это удавалось художнику благодаря применению фронтального изображения тела, т. е. размещению всех частей тела в одной воображаемой плоскости, прямо обращённой к зрителю. Таковы замечательные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа. Но одновременно с этим в скульптуре Древнего Царства, особенно в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появляются довольно ясные тенденции к реализму. Высекая образ человека из исконной глыбы камня или тщательно вырезывая статую и статуэтку из дерева, художники пытались передать свои наблюдения над природой как в трактовке тела, так и в изображении порой идеализированного, порой типического, порой строго портретного лица. Так, постепенно скульпторы, а наряду с ними и живописцы освобождались от старых правил и образцов закостенелой и условной стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека так, как они его видели в действительности перед собой. Иногда эти попытки более или менее правдиво изобразить человека проявляются даже в тех случаях, когда художник изображает чиновника, жреца или писца, очевидно, принадлежащего к среднему слою населения. Таковы известные статуи Каапера (так называемого «сельского старосты») или знаменитого луврского «писца». Эти же отличительные черты выступают в рельефах и в рисунках этого времени, обильно украшающих стены гробниц и храмов. В рельефах и рисунках раскрывается вся жизнь египтян: здесь изображены дерущиеся лодочники, ремесленники за работой, земледельцы, пастухи и рыболовы, танцовщицы, плакальщицы, идущие за погребальной процессией, и т. д. В изображениях знатных людей бросается в глаза строгое проведение принципа фронтальности и статичности в обрисовке человеческого тела. Голова и ноги обычно изображаются в профиль, плечи и руки – en face, а корпус  - как бы в три четверти. Таков обычный канон этих традиционных и часто культовых по своему назначению изображений. Гораздо свободней и ближе к натуре изображал художник фигуры луг, ремесленников и рабов. Изображения трудящихся людей, свободные от религиозных традиций и канонов, являются порой неприкрашенными воспроизведениями реальной действительности. В них проявляются уже явные тенденции к художественному реализму. Таковы замечательные рельефы из гробниц в Саккара и в Гизэ, в частности рельефы из гробницы вельможи Ти. Стремление к реализму усиливается в скульптуре времени Среднего Царства, в особенности в скульптурном портрете, который обнаруживает попытку художника передать внутренние переживания портретируемого человека. Таковы статуя Ментухотепа, колоссальная голова Сенусерта III и ряд статуй Аменемхета. Рельефы и рисунки Среднего Царства являются как бы связующим звеном между предшествующей и последующей эпохами, соединяя в себе натурализм, свойственный искусству Древнего Царства, с утончённой стилизацией позднейшего времени. И в то же время непосредственным подражанием природе и стремлением изобразить природу и простых людей без всяких прикрас веет от рельефов из Медума и от рисунков из гробниц в Бени-Хасане, где переданы разнообразнейшие сцены из жизни людей и зверей.

Пышной архитектуре Нового Царства соответствовала зрелая скульптура, давшая в круглой пластике образцы высокохудожественного реализма, а в рельефе не менее высокие образцы утончённой стилизации. В духе реалистической портретности выдержаны статуи фараонов XVIII династии и женские головы, сочетающие портретную выразительность с чертами художественной идеализации. Наконец, высокого развития достигла в эту эпоху и книжная иллюстрация. Таковы тончайшие рисунки на папирусах с текстами из «Книги мёртвых» (папирус Ани в Британском музее). Искусство XVIII династии достигло своего зенита в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу видоизменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. В эту эпоху возникло своеобразное искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой более острой выразительностью, причём резкий портретный натурализм, доходивший порой до утрированного шаржа и гротеска, подвергся утончённой линейной стилизации. Эти моменты отражены как в чертах лица луврского бюста Эхнатона, головы Нефертити или головы колосса Эхнатона, так и в трактовке тела, образцом которой являются торсы Эхнатона и Нофертити. Хотя амарнское искусство является своего рода эпизодом в истории египетской культуры, однако оно имело свои корни в художественном творчестве предшествующего времени и в свою очередь наложило некоторый отпечаток на дальнейшее развитие египетского искусства. Влияние амарнского искусства, в особенности характерная для этого искусства плавная текучесть линий, заметно в произведениях времени Тутанха- мона, Хоремхеба и Сети I. Таковы изящные рельефы из храма Сети I в Абидосе и сцены охоты в храме Рамзеса III в Мединет-Абу. Таков изящно стилизованный рельеф с изображением плакальщиков в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.

Египетское искусство, достигшее высокого совершенства, оказало значительное влияние на развитие финикийского и более позднего греко-римского искусства. Пережитки древнеегипетского искусства сохранились в искусстве египтян времени первых веков христианства (коптов).

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 304-318.