Введение

В интересах богатых заботиться о бедных и об их воспитании и образовании. Этим они позаботятся и о собственных наследниках, ибо и королевство и народы подвержены революциям и переменам, а тем более (и нет ничего обычнее этого) это может случиться с частными семьями. И кто знает, как скоро выпадет жребий ему самому или его потомкам стать бедными. Существует ли теперь такой бедняк, у которого кто-либо из его предков не был богачом? Или такой богач, у которого кто-либо из его предков не был бедняком?

Посмотрите на селения, города и графства нашего народа, и вы увидите, какие перемены произошли за два-три поколения в большинстве родов...

Я преследую три цели: во-первых, выгоду для богатых (что обеспечит возможность жить для остальных), во-вторых, изобильную жизнь для бедных, в-третьих, хорошее воспитание для молодежи, которая должна стараться подготовить свои души как добрую почву.

Как бы ни действительны были для некоторых людей доводы милосердия, но когда к ним присоединится и выгода, то можно будет собрать больше денег, снабдить всем необходимым большее количество людей, дело будет держаться дольше и принесет больше добра, так как прибыль для всякого предприятия что сок для дерева: она поддерживает в нем жизнь и дает ему возможность роста. Таким образом, давать беднякам занятия предпочтительнее бесплодного их содержания. В первом случае увеличение числа бедняков будет не бременем, а пользой, потому что приносимые ими выгоды будут возрастать вместе с ними.

Как хорошая и изобильная жизнь может служить поощрением для бедняков, так и увеличение их числа — выгодой для богатых. Без них они не могут быть богатыми, так как если бы у кого было 100 000 акров, столько же фунтов стерлингов деньгами и столько же голов скота, но не было бы рабочих, то кем бы был богатый человек, как не рабочим? И так как рабочие делают людей богатыми, то, чем больше будет рабочих, тем больше будет и богатых там, где есть достаточно земли, чтобы занять и пропитать их. Поэтому я полагаю, что в интересах богатых поощрять рабочих к женитьбе по достижении ими зрелого возраста. Труд бедных — рудники для богатых...

Воспитание бедных детей в трудолюбии и воздержанности сделает будущие времена столь же счастливыми благодаря их труду, насколько настоящее время несчастно из-за пороков их родителей. По этой причине -их дети нуждаются в лучших наставниках. Надо принять во внимание, сколь многие за недостатком хороших наставников становятся жалкими людьми и бродягами. И так продолжается в ряде поколений от отца к сыну.

Это товарищество-колледж будет видеть в работе, а не в деньгах то мерило, по которому будут расцениваться все предметы первой необходимости. И хотя деньги имеют свои удобства в обычных условиях жизни, однако они не без дурных сторон и названы нашим спасителем «Маммоной несправедливости». Большинство краж и разбоев лишь изредка имели бы место, если бы совершались не ради денег. И когда люди целиком зависят от торговли и денег, то, если деньги падают или ценность их теряется, люди находятся у самых врат разорения. И бедные остаются без дела, потому что у богатых нет денег для того, чтобы дать им работу, хотя они имеют ту же землю и те же рабочие руки для производства продуктов питания и платьев, как и раньше.

Деньги для политического организма то же, что костыль для физического организма калеки, но, если организм здоров, костыль является только помехой. Когда частный интерес будет превращен в общественный интерес, тогда деньги будут иметь мало значения в нашем колледже.

Хотя и не так естественно для старых и богатых жить общиной, однако это гораздо естественнее для молодых и бедных: свидетельством тому служат некоторые благотворительные учреждения Англии и Голландии. Старые люди подобны глиняной посуде, их не так-то легко сформировать заново, а дети похожи на свежую, только что вынутую глину и легко принимают всякую форму, которую им придают.

Различие темпераментов и мечты о ленивой жизни некоторых из рабочих первого набора могут сделать это предприятие трудным: тем превосходнее будет его выполнение. И если бедняки вначале окажутся ненадежными, пусть богатые сохранят терпение; через 7 или 14 лет подрастут молодые, для которых такая жизнь будет более естественной. И если достижение такого способа жизни явится благословением для народа, то, конечно, он достоин большего, чем затраты небольшого труда на его осуществление. Хорошими правилами управления в колледже в значительной мере будет устранено зло произнесения клятв, пьянства и т. д. вместе с леностью и скудостью многих людей из народа. Эти дурные качества бедняков являются в устах некоторых возражением против настоящего предприятия, тогда: как для других они представляют большой довод за него,— потому что, Чем они хуже, тем больше надобности стараться их исправить (и почему бы не этим методом, пока не предложен лучший). В том, чтобы предложить бедняку условия, дающие ему возможность жить честным трудом, а не поддерживать его праздность, настолько же больше милосердия, насколько лучше вылечить сломанную ногу человека, чтобы он сам ходил, чем всегда носить его.

Двухсот различных видов ремесел, я думаю, будет достаточно, чтобы обеспечить всем необходимым триста человек, и, следовательно, то, что будет производить третья сотня, явится выгодой для основателей колледжа.