Перейти к основному содержанию

ЗАЩИТИТЬ ЧЕЛОВЕКА

Внутреннее рабство: полускрытое насилие над душою и сознанием, затмение памяти — распространяется, как чума, по многострадальной России и катастрофически отражается в нашей школе. Уровень образованности и тяга к знаниям в ней падают, нравственность то там, то здесь отступает, цинизм среди учащихся становится привычным и не встречает противодействия, растет преступность.

Это совершается при странном равнодушии или полуравнодушии общества. В том вина и беда наша. Вина — ибо не мы ли сами отошли от духовного наследия предков, надругавшись над верою, покорно наблюдая разрушение родных святынь? Не мы ли облыжно обзывали (с легкой руки вождя) Россию "тюрьмой народов"? Не мы ли сами унижали духовные начала отечественной культуры, замалчивая величайшие ценности, привнесенные Православием в историю и жизнь страны? Но прошлое — это и беда наша. Потому что, воспользовавшись свойственной нам чистосердечной доверчивостью к идее грядущего земного счастья "для всех", враги Отчизны изощренно лгали, разрушая иерархию духовных и культурных ценностей в России, подавляя русскую память во имя безродного вавилонского общежития.

Цель мракобесов прежняя: ввести русский народ в глубокий наркоз, предваряющий гибель. Ведь "отменив" (или обессмыслив) в официальном обиходе понятие идеологии, они ведут с народом настоящую идеологическую войну, ударное оружие в которой — оголтелая ложь. Еще в 1945 г. Аллен Даллес, впоследствии директор ЦРУ, грозился с помощью помощников внутри России посеять в ней хаос. "Мы, — говорил он, — незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить... Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания".

Даллес намеревался затем вытравить из литературы и искус-

[15]

ства социальную сущность, отучить художников "заниматься исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс" и узаконить массовую культуру, которая "будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства", "насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства". Он пророчил хаос в управлении государством, планировал изменение шкалы ценностей: "Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, шовинизм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать...

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмещище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества"1.

Так откровенничал один из врагов рода человеческого. Теперь воплощению его замыслов (сознательно или несознательно — не все ли равно?) немало содействуют наши нынешние власти, часть работников культуры, потакающая вульгарным вкусам и низким инстинктам толпы и так называемые "интеллигенты", поддерживающие "свободу соблазна, лукавого совращения, извращения, сатанизма" (А. Ильин), но не свободу духовного достоинства, чувства чести и совести, гражданской ответственности, национального самосознания и любви к Отечеству. Духовный опыт, выстраданный Россией, пытаются подменить разнузданностью и своеволием, прикрыв их фиговым листком "прав человека".

Воздействие на учащихся "информационной среды" оборачивается нередко их катастрофическим болезненным бескультурьем. В рассуждениях о человеке и жизни, в комментировании событий, в толковании иных понятий и фактов, СМИ, как правило, исключают духовные начала и разъединяют (а иногда и не умеют соединить) материальную и духовную стороны человеческого бытия. Так возникает глубинная ложь, и это неизбежно содействует деградации культуры, а, следовательно, — разрушению личности. Содействует незаметно, ненавязчиво, но с достойной последовательностью, свидетельствующей о преднамеренности и попустительстве тех, кто "правит" или "руководит" нами. Об этом и пойдет речь. Я оставлю в стороне сущность современной политической дезинформации и буду говорить только о способах, с помощью которых разрушают человеческое в человеке.

____________

1. Цит. по кн.: Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти (Православие и современность). М. 1993. С. 54.

[16]

Главное, что стремятся отнять у нас — разум. Чтобы тут противостоять, надобно представлять, какими способами его угашают.

Первый удар наносят по языку. Ведь в родной речи спрессован исторический опыт народа, начала его духовной культуры и жизнедеятельности. Нормальное человеческое восприятие слова про-исходит посредством триединства — со-размышления, со-переживания и духовного со-присутствия. Такое усвоение на корню уничтожается "демократическими" средствами массовой информации. Под их воздействием у многих образуется разрыв между знанием и о-со-знанием действительности в слове.

Для такого разрушающего воздействия используются коварные способы подачи текста. Вспомним: вслед за сообщением СМИ, как правило, следуют сильные раздражители, т. е. шумовое "оформление": "убойная", буйно-ритмическая музыка и т. п. Раздражители такого рода как бы отсекают "чистую" информацию, превращая мозг, в склад слепых "неочеловеченных" фактов; это приучает к накоплению неосвоенных сведений и приводит к эмоциональному отупению. Незаметно и постепенно формируется прочная привычка "не вникать" в сказанное, воспринимать все, "не переваривая". Так разрушается личностное сознание, человек становится роботом восприятия, рабом информации.

Русская речь все чаще подается в манере, искажающей сложившийся ее образ ("...а как речь то говорит — /Будто реченька журчит", А. Пушкин). Иноязычные интонации, чуждые языку ударения, воровская поспешность в произнесении фраз, противопоказанная природной степенности русской речи, нарушение национального речевого этикета не проходят бесследно, растлевая облик родного языка, мешая свободно на нем мыслить. "Дело дошло до того, что в области эстрадного исполнительства чуть ли не "верхом" искусства считается умение певца произносить русские слова на иноязычный манер, а некоторые дикторы центрального радио и огромное число комментаторов уже безо всякого стеснения копируют интонации полурусской речи вещателей "Свободной Европы" и "Голоса Америки". Воспринимать это как дань моде или результат естественного сближения народов под сенью "общеевропейского дома" не только наивно, но и вредно. Деформация фонетической оболочки (не говоря уже о самой структуре) родной речи, есть признак глубинного разрушения основ национального самосознания, а вслед за этим как это и наблюдается в действительности самих принципов нравственности'' 1.

________________

1. Щеблыкин И. П. "Гряди, российская отрада... поставь опасностям конец!" // Щеблыкин И. П. Классика и современность. Нравственные проблемы русской литературы XVIII—XX веков. Пенза. 1991. С. 16—17.

[17]

Все это ведет к порабощению личности "изнутри", к "зомбированию" 1.

Зомбирование — это введение в состояние, когда разум и чувства зашорены, а человек, того не сознавая, как бы думает и действует в определенном, заданном ему направлении, ибо не способен мыслить и может только соображать. Не способен и чувствовать — может только ощущать: приятно — неприятно, комфортно — некомфортно, легко — трудно, хочу — не хочу и т. д. Вот к мироощущению такого уровня нас и пытаются приучить. Процитирую для начала одно объявление: «Южное окружное управление Московского департамента образования, "Центр Нейро-лингвистического Программирования в образовании" приглашает к сотрудничеству...». Вчитавшись в текст приглашения, нетрудно понять, что Центр имеет целью разработку каких-то психотехнологий. Причем истинные цели школы (воспитательные, духовные, конечно!) здесь, естественно, обойдены: работа ориентирована на "автоматичность нейрологических процессов", "психокоррекцию" и т. п. Здесь отобранные по каким-то неясным принципам учителя и управленцы, пользуясь никем не проверенными методами НЛП, будут в контакте "с аналогичными центрами из зарубежных стран" осуществлять совместные "социальные проекты в образовании" — воздействовать на дошкольников и школьников. Короче: нужны подопытные кролики для проверки технологий зомбирования. Добро пожаловать в "зомби", наивные русские люди! Таких у нас еще много. Но куда же смотрит Департамент и Министерство образования? Или они тоже за зомбирование?..

Русский язык в опасности. Антиязыковая диверсия усугубляется стилевой разнузданностью иных изданий (вроде печально известного МК), насаждающих во имя дешевой привлекательности — стиль ерничества, цинизма, балагурства, речевого кощунства.

Отсюда неспособность многих наших молодых современников полноценно чувствовать и понимать родное слово, "омертвление" его восприятия. Это остро ощущают учителя гуманитарных предметов. Словесно-образное мышление многих учеников надломлено. Поэтому к нам на уроки нередко приходят несчастные дети, испытавшие чудовищные влияния не сознаваемой ими духовной интервенции антикультуры. И с этими детьми мы должны работать. Их должны спасать, потому что речь сегодня идет именно об этом...

Насаждаемая через СМИ "бессердечная культура" отвращает от национальных истоков: родные песни, сказки, отечественная классика передаются редко и, как правило, в вульгарно-отвратитель-

____________

1. См.: Дичев Т. Г., Бийчанинова А., Берестенко М. Заложники сатанизма//Юридическая газета, NeNe 23—24, 1993; также: Записка о ритуальном кодировании. СПб. 1994. 56 с.

[18]

ном окружении. О кабельном телевидении — нечего и говорить.

История России подвергается искажениям и злопыхательским оценкам. Тут объективности меньше всего; главное же, как правило, из прошлого изымается тот глубинный смысл, на котором только и можно воспитать национальное сознание. Умышленно отодвигают главное: развитие великих духовных национальных традиций и начал русской жизни.

В нашей школе история все больше разрывается на части: события славного прошлого Отечества, сведения о великих исторических личностях не осмысливаются в их единстве на путях I созиданию Великой России. Из исторических повествований вытравляют тон уважительного отношения к старине, к предкам, славою которых, как справедливо заметил Пушкин, должно гордиться. Наконец методически пропускаются в школьном курсе ключевые понятия исторической науки, без которых ее изучение теряет убедительность и смысл. Это ли не преступление перед народом? Справедливо сказано, что "голубой экран и газеты в этом смысле можно назвать надежным противозачаточным средством против духа народного..." 1.

Эфир насыщен пустой болтовней, и фальшивым "заигрыванием" со слушателями часто "в духе" дешевого панибратства. Обилие непереваренной, чужой информации приводит к духовному несварению, вслед за которым с неизбежностью следует духовное нездоровье и в первую очередь — духовная слепота.

Враги рода человеческого усердствуют и в другом. Приведу как пример распространяемую по московским школам (едва ли не с одобрения Департамента образования!) книжонку Майры Стенеки-Козвоски, Уильяма Хейнса, Дороти Фелленц-Усами. Под редакцие проф. Б. П. Битинаса под названием: "Мой мир и я. Путь к единению (с кем? с чем? — В. Т.). Пособие для учителя". "Шедевр" издан "Международным фондом образования".

Составители пособия использовали невинные средства, с помощью которых им удается "устранить" духовные начала личности учащегося, снизить его интеллектуальный уровень. Делается это под видом развития самостоятельности и "широкого" взгляда на действительность. На самом деле — пособие незаметно воспитывает из ученика космополита-эгоцентрика, лишенного каких-либо глубоких человеческих привязанностей, внедряет в его сознание стандарт "условных" оценок, формирует раба, лишенного сопричастности к высшим ценностям.

Книга предлагает не воспитание (оно всегда зиждется на духовном видении и историческом сознании), а дрессировку, рассчитанную на выработку примитивного стереотипа поведения. Исходя из системы "установок и запретов", авторы обращают

_____________

1. Распутин Валентин. Боль наша и вера — Россия//Советская Россия, 17 октября, 1991, № 175. С. 2.

[19]

учащихся к микроситуациям с участием воров, наркоманов, обманщиков и по выработанной "схеме" как бы стремятся привести к отрицанию дурного опыта. Но в этой схеме начисто исключен важнейший стимул, формирующий личностное поведение: в ней отсутствует, говоря словами И. П. Павлова, социальный "рефлекс идеала". "Дрессировочные" же материалы пособия приучают рассуждать на уровне: "нельзя — можно". Это лишь орудия механического внушения, изготовленные по образцу: намекнем о том, что получится, если сделать, как "нельзя". При этом к нарушителям привлечено такое внимание, что их пример неизбежно должен повести за собою часть тех, кто в жизни мог бы ничего подобного не коснуться.

Другая сторона книги — ее скрытый гаденький атеизм. Он возникает из убогого рационализма в подходе к вопросам веры и религии (например, гл. 7 "Что есть Бог"), из примитивного, на уровне пещерного сознания, раскрытия религиозных вопросов, наконец, из той нелепой мешанины, которая положена авторами вышеуказанной стряпни в основу "плюралистического" сознания школьников. Буддизм, Иудаизм, Ислам и (на последнем месте!) Христианство (изложенное, конечно же, как и сообщают авторы, "по книге А. Меня")1 — даются, как равнозначные, в одном ряду, и с такими комментариями и вопросами, которые могут только помрачить веру слепыми умствованиями.

Приведу только один пример "штудий" сих составителей. В гл. 17 "Свобода и ответственность" читаем такое рассуждение: "...Свобода существует там, где за свободой воли следует свобода действий. Так, человек, которому не удается выполнить задуманное из-за недостатка воли, в каком-то смысле раб своих страстей". Получается: счастливый человек убийца-Раскольников; он, как показал Ф. Достоевский, "преодолел" свое рабство. Вот так!

Далее следует нафор вопросов. "Что такое свобода? Это:

1. делать все, что я захочу и когда захочу. 2. Иметь возможность употреблять алкоголь и поступать безрассудно, когда мне это захочется. 3. Следовать голосу моей совести и знать, что я прав. 4. Спать целый день. 5. Управлять другими людьми. 6. Иметь право кричать на кого-либо, когда я зол. 7. Иметь возможность извиняться, когда я неправ или нечаянно кого-то обидел. 8. Украсть все, что я захочу, если я не могу этого купить. 9. Выражать в любой форме мою злость и даже драться с братом или сестрой, когда они меня раздражают. 10. Думать о своем любимом торте во время важной контрольной по математике. 11. Не зависеть от произвола других". Комментарии излишни: дебильность и растлевающий характер подобранных штудий видны и неспециалистам!

_______________

1. См. в связи с этим разоблачающую "Меневское православие" книгу: О богословии протоиерея Александра Меня". Москва. 1993. 80 с.

[20]

Повреждением языка и зомбированием не ограничиваются приемы разрушителей личности. СМИ посягают на культуру в целом. Нарочито обходятся ясные нравственные, социальные, духовные оценки явлений, смешиваются или нарочно ставятся в один ряд

— добро и зло, красота и уродство, сокровенное и публичное, родное и чужое, высокое и цинично-чужебесное. Достаточно час-другой посидеть у телевизора, чтобы убедиться в разлагающей действенности такой мешанины. Цель подобных "приемов"

— разрушить четкость ориентиров и оценок, подготовить к слепому подчинению тому, что нужно хозяину. Будьте же бдительны, люди добрые!

Специально сакраментальные темы еще недавно не допускались у нас на порог средств массовой информации. И видеть в этом ханжество могут только недоумки или лицемеры; просто есть вещи, о которых среди воспитанных людей не принято говорить во всеуслышание, и в этом один из важнейших признаков подлинной социальной культуры и, одновременно, национальных русских традиций. Теперь "под знаменем свободы" и секс, и "чернуха", и многое другое выплескивается на экран. Внедряют бесстыдство, нарочито разрушается издревле присущая русскому укладу стыдливость и скромность. И это также преступление.

Еще одно направление обесчеловечивания сознания — уничтожение в нем представления о святыне (исторической или вечной

— это все равно), отравление чувства святости. Здесь враги рода человеческого часто используют казалось бы невинный способ: смех. Чтобы уничтожить должное отношение к значительному, высокому, святому — оказывается достаточным навязать неуместный, бездумный, кощунственный смех и сделать его привычкою. Смех надо всем: над позором, над бедою (или — во время беды!), над благородными героями, над подвигом, над верою, над любовью. Такого рода воздействие часто демонстрируют наши СМИ; оно следует из многих опусов некоторых модных эстрадных юмористов.

Враги рода человеческого стараются внушить нам и другое: под видом удачливого "бизнеса" и предприимчивости проповедуют

— наглость, торгашеский стиль отношений, внушают, что все продается, утверждают имморализм в вопросах совершенно не-плюралистичных; пытаются незаметно отучить русского человека от безусловной обязательности добрых правил, коренящихся в душе нашего народа. Это по существу своему также — оскорбление отечественных традиций, посягательство на национальный духовный суверенитет: речь же идет не о частной беседе, а о злостном массовом воздействии. Но что до этого мракобесам из СМИ!

Они активно изгаляются в уничтожении нашей культуры через разрушение необходимой человеку иерархии ценностей. Они действуют по рецептам плюрализма: расскажем о высокой любви,

[21]

а затем немного о "порнухе", воспоем благородное самопожертвование, а затем станем убеждать, что насильники и извращенцы в сущности "такие же люди", покажем фильм о славном герое-патриоте и сразу же "врежем" сексуальный клип, под звучание священных мелодий станем задирать ноги в гимнастических упражнениях и т. п. Такого рода "подача" призвана не допустить благодатного воздействия духовных начал, растлить нормальное психическое восприятие действительности.

Сегодня отравляют эфир мутными потоками чужой и чуждой неиспорченному слуху музыки и ритмов, десятками блатных и вульгарных песен, "певотой" пошловатых менестрелей. Той музыкой, которая рабски подчиняет своему ведущему ритму индивидуальную симфонию организма, сложную картину его ритмов, стандартизирует и "усредняет" внутреннее ритмическое богатство человеческой личности, унижая ее достоинство. Музыка эта нередко сопровождается истошными выкриками, мало похожими на осмысленные звуки человеческого голоса, каким его создали века разговорной и певческой культуры. Психиатрами давно доказано дегенерирующее воздействие этого рода звукового наркотика. Однако СМИ успешно продолжают массовое облучение роком нашей молодежи. Результат — глухота к истинной музыке, в том числе — к богатой музыке живой речи. Кроме того, СМИ засоряют слух и расстраивают нервы пустой, неожиданно возникающей нагло-развязной рекламой. Ее вредное воздейстбие также научно подтверждено. Слушатель всей этой катавасии должен забывать истинно прекрасное: очарование родных мелодий, песен и сказок, славное прошлое России, ее великую словесность. Забывать постепенно, чтобы не спохватился!

Память отнимают "со смыслом". По радио можно услышать обо всем, но не всякое время. Лучшее и значительное время предназначается по преимуществу для пропаганды "нового порядка" и антикультуры; менее удачное (и малое) — для всего остального. В это остальное входит самое главное: то, что формирует и укрепляет в человеке истинно человеческие начала.

И в другом мракобесы не дремлют. Низкопробная беллетристика вытеснила на прилавках наемного бизнеса великую русскую классику и художественные шедевры мировой литературы; поток эротического и удушливо-пошлого чтива захлестывает рынок. После поглощения подобных книг человек теряет остроту живого художественного видения, необходимого для полноценного восприятия классики. Между тем русская литература оттесняется из школьных программ...

Постоянное и последовательное сокращение в школе текстов русской классики, необходимых для нормального духовного развития учащихся, а также часов на изучение словесности, равно как и "Временный государственный образовательный стандарт (по литературе)..." — все это перечеркивает сделанное наукой как

[22]

в области литературоведения, так и в области школьного преподавания литературы, противоречит выдающимся достижениям русской педагогической мысли и обозначает путь и даже как бы замысел окончательного разрушения системы литературного образования в средней школе. Все это направлено на деградацию культурного потенциала выпускников.

Духовная интервенция антикультуры — свершилась. Сегодня "бить тревогу" — недостаточно. Каждый честный человек, чтобы быть свободным, должен учиться видеть козни врагов рода человеческого. Нужно помогать народу разъяснительной просветительской работой по антизомбированию. И еще: давайте наконец добиваться Закона, который запретит действия, разрушающие личность.

В защите (на государственном уровне!) нуждается великий русский язык; в широкой поддержке — издания национальной классики. Необходимы строжайшие действенные законы, гарантирующие сохранность национальных святынь и памятников России. Главное же: отстоять человека, предотвратить опасные сдвиги в неокрепшей психике детей и подростков, не допустить мракобесной "шизофренизации народа", сохранить способность каждого гражданина России по-человечески мыслить, чувствовать, жить духовной жизнью.

[23]