Перейти к основному содержанию

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

В  основу настоящей Концепции положена Гуманитарная концепция среднего образования Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка ОЛЯ РАН (см.: "Литература в школе", № 3, 1991 г.), утвержденная на расширенном заседании Комиссии и Инициативной группы научных сотрудников АН СССР и вузов страны и одобренная на Всесоюзной научно-практической конференции "Современная филология и преподавание литературы в средней и высшей школе" 27—28 марта 1991 г. Концепция эта представляет целостную систему принципов и задач современного воспитания и образования, ориентированную на гуманизацию школы и на утверждение духовных начал в воспитании учащихся. Каждое положение названной Концепции (как бы к нему ни относиться) вносит определенность в решение задач воспитания и обучения любой дисциплины, входящей в школьную программу, в том числе и в задачи современного гуманитарного образования.

Не считая эту работу завершенной, авторы полагали, что в представленном сжатом виде она поможет мыслящему учителю при обдумывании программ, учебных планов, методических разработок, пособий на современном этапе нашего образования, будет возбуждать творческую мысль к дальнейшим усилиям по совершенствованию народного образования в целом.

Настоящий вариант Концепции для русской школы уточняет некоторые положения упомянутой Гуманитарной концепции, имея в виду цели, стоящие перед русской российской школой. При этом мы исходим из того, что русское начало является вместе с тем и российским. Основанием тому служат духовные истоки сложившегося веками самосознания русского народа, богатый исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания народов, составлявших Россию, всеобъединяющая русская культура, сфор-

[72]

мировавшиеся в горниле православного миропонимания, и, в частности, та способность русского народа к межнациональному общению и общежитию, которую Ф. М. Достоевский определил как "всечеловечность", а И. А. Ильин назвал "наднациональностью".

 

Основные положения Концепции общего среднего образования русской российской школы

Концепция общего среднего образования определяется: 1) условиями жизни, потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью; 2) ныне существующими гуманными представлениями о полноценной жизнедеятельности современного человека и о необходимом для этого духовном и материальном его потенциале; 3) нынешним состоянием и реальными возможностями всей системы образования в России и нашего общества в целом.

Средняя общеобразовательная школа призвана подготовить учащегося к полноценной жизни в современных условиях с учетом духовных и практических потребностей личности и общества (народа).

Насущная цель школы — воспитание нравственной, духовной личности школьника, одухотворенного идеалами добра и активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять. Отсюда — опора на естественный нравственный закон и признание общественных обязанностей человека и его гражданского, патриотического долга первостепенными по отношению к его личным правам.

В основные задачи школы входит также утверждение в понимании школьника необходимости гармонии общественных и личных отношений, воспитание экологического сознания и ответственности личности за сохранение природы и человеческого общества.

Вместе с тем глобализация экологических, социально-экономических задач с одновременным вхождением в условия индустриальной цивилизации, динамического повышения профессиональных требований — будет приводить к необходимости подготовки специалистов иного качества, способных к самообразованию, ориентированных на творческий подход к делу, имеющих волю и стремление к доброумному совершенствованию окружающего мира — от элементов человеческого быта и обыденного поведения до реальностей космического масштаба.

Обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, обладающий определенным уровнем знаний, умений и навыков, но человек, способный к самообразованию, духовному самосовершенствованию, ориентированный на творческий подход к делу.

[73]

обладающий известной культурой мышления, могущий чувствовать личную ответственность за то дело, в котором он принимает участие.

Все это возможно лишь на основе формирования в школе нравственной, духовной личности, иными словами — социализированного человека, отвергающего индивидуализм как основной жизненный принцип, обладающего качествами духовности, чувством долга, волей и человеческим достоинством, отстаивающего свое право на свободу и уважение в человеческих формах, ощущающего и осознающего сокровенную причастность к семье, народу и Отечеству.

Основными принципами воспитания и образования считаются следующие:

1.            Современная школа исходит из признания определяющего значения духовных ценностей.

Первейшая задача воспитания "состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни, чтобы его сердце... научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях"1.

2.            Базисом школьной системы и коренным направлением развития школы становится гуманитарное образование, опирающееся на духовное и эстетическое воспитание, на систему школьных дисциплин эмоционально-образного ряда, на культуру, воспринимаемую и воспитывающую посредством литературы, изобразительного искусства и музыки и вместе с тем на основе духовного осознания и освоения русского языка (в ряде школ и церковнославянского).

Только с помощью этих предметов, а также духовных начал религиозных знаний — возможно сформировать истинную культуру, отсутствие которой столь болезненно сказалось на истории нашего государства последних десятилетий.

Ведущее значение здесь сохраняется за приобщением к литературе как предмету синкретического воздействия, способствующего обогащению житейским опытом, историческими сведениями, а также выработке человеческого отношения к действительности; литература является и первоосновой для развития языка учащихся, образного мышления на языковой основе, воспитания художественного вкуса, эстетического чувства, утверждения духовно- нравственных и гражданственных черт личности, кроме того — бережного, ответственного отношения к слову, что приобретает ныне особо важное значение.

Успехи школьного образования непосредственно связаны с уровнем владения языком, во многом определяющим и степень общей культуры.

______________

1. Ильин И. А. Путь к очевидности. "Республика". М. 1993. С. 207.

[74]

Формирование гармонически развитого человека требует — гармонического соотношения предметов рационально-логического и эмоционально-образного ряда. Система приоритетов в построении концепции школьного образования заменяется системой гармонизации. Учебные дисциплины рационально-логического ряда при переработке программ должны быть гармонически соотнесены в курсе средней школы с предметами эмоционально-образного ряда. Этот же подход должен быть проведен при преподавании каждой дисциплины.

Естественные науки и математика изучаются в духе принципов гуманизации школы в объеме, обеспечивающем дальнейшее обучение и будущую деятельность учащихся разной ориентации.

3. Образование в средней школе опирается на глубинные исторически сложившиеся духовные основы русского национального самосознания.

Становление полноценной личности может осуществляться лишь в горниле национального воспитания: не может быть личности без самобытности и органической самобытности без национального своеобразия, опирающегося на национальные начала.

Основные исторически сложившиеся черты русского национального самосознания:

—           идея сплоченности и согласия, "чинности", слаженности, гармонии русского (российского) народного бытия ("лад", "мир"), основанного на духовных, нравственных, общинных началах;

—           идея Великой русской земли и единства русского народа;

—           идея исторического долга и преемственности поколений (служение отеческой вере, государству (державе), народу);

—           идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте личных человеческих помыслов;

—           идея православия как школы духовного единения, любви к ближнему, соборности, сострадания, жертвенности, богослужения (служения Высшим ценностям);

—           идея духовного жития и стремления к истине ("правде-матушке");

—           идея святости и почитания подвижников русской земли и жизнетворчества ее народов;

—           всечеловечность (антишовинизм, всемирная отзывчивость).

Обязательным основанием оздоровления школы является ут-верждение в сознании учащихся коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью России, ее народа, организация воспитания и обучения на национальных началах, на принципах органического восприятия гражданских и высоких идей любви к Отечеству, а также — гуманистического сознания по отношению к другим народам и человечеству (родиноведение, история мировой культуры).

[75]

4.            Коренной задачей школы является воспитание у учащихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков!), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, "безусловных условностей" поведения, утверждение вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных, исторических сложившихся формах; приобщение школьников ко всем сферам духовного опыта и образования.

Сверхзадачей обучения и воспитания в общеобразовательной школе остается целостное гармоническое развитие личности учащегося, т. е. формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству.

Нравственность определяется здесь исторически проверенными и не потерявшими своего гуманистического значения этическими нормами и ориентирами; духовность — способностью вполне бескорыстного, самоценного стремления к абсолютной истине, добру и красоте, а также в приобщении ко взгляду о двуединстве человека или, говоря словами Ф. М. Достоевского, к пониманию того, что "высшая идея на Земле лишь одна, а именно — идея о бессмертии души, ибо все остальные "высшие идеи" жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают" 1. Образованность обусловливается наличием концентрированного минимума знаний, умением найти нужную информацию, верно использовать ее, способностью предусмотреть и оценить последствия своих действий, а также — с той или иной степенью совершенства — возможностью представлять цельную и корректную картину действительности.

5.            Школьное образование предполагает целостное представление о человеке и мире (микрокосме и макрокосме) и, как следствие этого, приобщение в школе к трем основным способам миросознания и миропонимания: рационально-логическому (наука), эмоционально-образному (искусство), а также отчасти провиденциально-аксиологическому  (религия; в России по преимуществу — православие).

Знания по любому предмету даются во взаимосвязи и взаимозависимости от других предметов, преподаваемых на основе историзма, что в совокупности может выстроить целостную мировоззренческую систему.

6.            Целью обучения и воспитания в средней школе является подготовка учащихся к полноценной жизни в современном мире с учетом требований, которые ставит перед каждым гражданином

_____________

1. Достоевский Ф М. Дневник писателя за 1876 г. Ноябрь—декабрь И Полн. собр. соч. М. 1982. т. 24 с. 48

2. Традиционному, толкуемому как предначертанный, предчувственно-оценочному

[76]

общество, и принимая во внимание перспективы общественно-государственного нравственного и духовного развития в России. Все это определяет следующие основные направления школьной работы:

а)            воспитать качества личности, обеспечивающие максимальную возможность ее полноценной духовной и практической деятельности в современных условиях;

б)           утвердить основы духовно-гражданского, национального самосознания, патриотического сознания личности, в основе чего лежит знание истории Отечества и патриотическое отношение к ней;

в)            заложить на основах духовного опыта учащихся установленный минимум знаний и навыков по каждой из преподаваемых дисциплин;

г)            создать предпосылки развития корректного мышления, приобщая к способности триединого осознания действительности (рационального, образно-эмоционального и религиозного);

д)           заложить основы трудовых качеств и навыков, необходимых для вхождения в производственную сферу деятельности, через воспитание верного отношения к труду как к служению, имеющему безусловную нравственную ценность, как непременного условия одухотворенного творческого бытия, отношения — противоположного образу мыслей "общества потребления".

е)           содействовать здоровому физическому состоянию и гармоническому развитию школьника, укреплению сознательного его отношения к своему здоровью путем культивирования природного стремления к здоровому физически активному образу жизни и эстетического к нему отношения.

7.            Отношение к изучению предмета меняется. Каждая дисциплина рассматривается не как цель, а как средство формирования гармонически развитой личности. Вследствие этого изменяется и концепция преподавания школьных дисциплин.

Преподавание любого предмета (в идеале) должно стать средством воспитания личности учащегося, что достигается через понимание значения предмета и на путях заинтересованной, одухотворенной деятельности в сфере названной дисциплины.

8.            Первоочередными технологическими задачами в процессе преподавания учебных дисциплин становятся: 1) осознание значения школьной дисциплины в системе культуры (определение культурного значения предмета). Овладение основами наук должно сопровождаться приобретением минимальных сведений об истории их развития; 2) овладение языком предмета и умение мыслить "в русле" его аксиом и закономерностей; 3) овладение началами творческого мышления, творческого отношения к предмету, умение самостоятельно совершенствоваться в овладении им.

9.            Основным средством решения поставленной задачи по-прежнему остается поурочное изучение предметов и наряду с этим расширение и разнообразие внеурочных форм работы с учащими-

[77]

ся, предполагающие тесную связь трех воздействующих начал: семьи, школы и общества.

10.          Важнейшие дидактические предпосылки современного школьного обучения — формирование интереса к предмету на основе духовных начал, усвоение знаний, основанных на глубоком толковании значения науки, на освещении предмета в соответствии с современными научными представлениями, на умении мыслить "на языке" предмета и подходить к нему "непосредственным жизненным путем", а также преподавание на основе творческого отношения к обучению, опирающегося на педагогику наставничества, на умение сочувствовать, соразмышлять, духовно сопереживать. Этот способ преподавания, характерной приметой которого была, есть и будет закономерность: "чем труднее учителю, тем легче ученику".

11.          Считая естественное развитие ребенка важнейшим ориентиром при обучении ("детский образ есть первообраз гармонии"

—           Л. Толстой), современная школа провозглашает как обязательное — многостороннее, гармоническое воздействие на разум и чувства ученика, воспитание воображения, фантазии, творческих способностей через сопереживание, соразмышление, сотворчество

—           в овладении учебным предметом. При этом неизменно учитывается своеобразие личности и возрастных особенностей учащихся.

Такое обучение предполагает высокий интеллектуальный и духовный уровень учителя, наличие у него высокой общей культуры чувств. Это ставит принципиально новые задачи перед современными педагогическими вузами: требует, чтобы учитель был носителем национального сознания, чувствовал и от сердца любил Россию, ее народ, искренно приобщал учащихся к его духовным ценностям, в том числе к духовным ценностям православия. Обучение в педвузе требует ныне введения некоторых новых дисциплин и прежде всего углубления и расширения цикла, связанного с основными дисциплинами по профилю факультета, значительного подъема профессионального и культурного, и в неменьшей степени — повышения духовного уровня выпускников-педагогов, обязанных понимать и воспринимать основное: духовные начала знаний и научных дисциплин.

12.          На основе настоящей концепции формируются принципы изучения всех дисциплин, входящих в программу средней школы, а также задачи постоянного совершенствования педагогического образования.

Концепция предполагает постепенные, поэтапные, долгосрочные изменения ныне действующей педагогической системы, начиная с выработки концепций школьных дисциплин, программ и кончая основательным, целенаправленным совершенствованием работы педвузов с целью подготовки учителей, все больше отвечающих необходимому для их деятельности уровню знаний и культуры.

[78]