Перейти к основному содержанию

Концепция общего среднего образования для государственных учебно-воспитательных учреждений России, т. е. система идей и принципов, выражающих самые общие цели и задачи современного воспитания и образования в российских школах — необходима для научного решения любых задач в сфере народного просвещения 1. Лишь четкое представление о фундаментальных основах и направлении воспитания и обучения, об исходных задачах современной государственной школы дает возможность определить место и значение каждой дисциплины в формировании личности учащегося и послужит верным ориентиром при установлении содержания и структуры школьных программ, учебников по разным

___________

1. Во всех известных документах такого рода концептуальные положения теряются среди множества политических, организационных, методических, тактических и прочих вопросов. См.: Концепция всеобщего среднего образования молодежи как базового для последующей подготовки кадров высококвалифицированных рабочих и специалистов в системе непрерывного образования СССР. Проект 1988. Кн. 1, 2, 3, 4; Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования. АПН СССР. 1988 и др.

[49]

предметам, а также общей методологии воспитания и методики преподавания различных дисциплин.

Концепция определяется: 1) условиями жизни, потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью в России; 2) ныне существующими обобщенными представлениями о полноценной жизнедеятельности современного человека и о необходимом для этого духовном и материальном его потенциале; 3) сегодняшним состоянием и реальными возможностями всей системы российского образования и общества в целом.

В основу настоящей Концепции положена Гуманитарная концепция среднего образования Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка ОЛЯ РАН, утвержденная на расширенном заседании Комиссии и инициативной группы научных сотрудников АН СССР и вузов страны и одобренная на Всесоюзной научно-практической конференции "Современная филология и преподавание литературы в средней школе" 27—28 марта 1991 г. Настоящий вариант Концепции русской российской школы уточняет и дополняет некоторые положения упомянутой Гуманитарной концепции, имея в виду цели, стоящие перед современной средней школой России. При этом необходимо исходить из того, что русское начало является по существу вместе с тем и — российским, а опорой в этом единстве была, есть и будет та сторона, то качество русской идеи и русской культуры, которое Ф. М. Достоевский определил как "всечеловечность", а И. А. Ильин назвал "наднациональностью".

Концепция образования для государственных средних учебных заведений определяется общей внутренней социальной политикой и зависит от сверхзадачи (скрытой или явной) развития России, положенной в основу ее современного движения.

В основу концепции положены следующие исходные идеи:

1. Сверхзадачей в развитии России является самостоятельное, независимое державное строительство с учетом многовекового опыта Российской государственности и с опорой на плодотворные основы исторически сложившейся в многонациональном Российском государстве русской идеологии, объединяющей интересы и духовные запросы всех россиян.

2. Только движение России по пути самобытного развития во взаимодействии с мировым сообществом разных государств (а не превращение ее в колониальную, зависимую, управляемую извне страну) — может обеспечить плодотворный творческий расцвет ее народов и гражданских прав личности в Российском государстве. Последнее возможно лишь при целенаправленной государственной поддержке духовных ценностей, при условии бережного отношения к накопленному в сфере науки, культуры

[50]

и образования национальному опыту и сохранении и умножении высококвалифицированных национальных кадров.

3. Общая социальная политика внутри России, исходящая из исторического опыта, здравого смысла, национальных традиций, социальных исканий предполагает, что в центр государственной жизни и государственных интересов должен быть поставлен труженик, непосредственный создатель духовных и материальных ценностей.

4. Гармоническая жизнедеятельность государства и каждой личности должна гарантироваться идеологическим, юридическим и экономическим обеспечением и поддержкой духовной сферы жизни государства и личности, т. е. Законами, государственной властью и материальным обеспечением деятельного творчества носителей интеллектуального и духовного потенциала нации. В законах страны — от Конституции до распоряжений Исполнительной власти — культуре и образованию необходимо отвести достойное место.

5. Государственные интересы России требуют первоочередной и всесторонней поддержки школьного образования, которое должно оставаться истинно народным и обязательным для всех граждан России в пределах 9 классов и абсолютно общедоступным (бесплатным) - в пределах 11 классов.

Ускорение научно-технического развития, динамическое повышение профессиональных требований приводит к необходимости частой переподготовки специалистов. Лавинообразное увеличение научной информации, глобализация экологических, социально-экономических и проч. задач требует не только повышения профессионального уровня работников, но и воспитания культуры мышления, подготовки специалистов иного качества.

Появление новых специальностей, возрастающая потребность в нестандартном, творческом подходе к труду не только высших, но средних и низших категорий научно-технического персонала резко повышает социальную и нравственную ответственность перед обществом разного рода специалистов, требуя не только высокого профессионализма, но самостоятельности мышления и подходов к делу, умения своевременно принимать разумные, обоснованные решения, с учетом всей полноты их возможных последствий.

Задачи нашей средней школы до недавнего времени практически ограничивались требованием массового овладения элементарной грамотой, началами естественных наук, некоторыми часто весьма односторонними и ограниченными основами гуманитарных сведений, а также общедоступным физическим развитием, обеспечивающим предпосылки формирования здорового носителя производительной силы, способного к профессиональному об-

[51]

учению. Школа была ориентирована прежде всего на подготовку квалифицированных исполнителей, специалистов, обладающих определенным уровнем знаний, умений и навыков. Необходимый обществу творческий потенциал формировался стихийно, сам собой, путем "естественного отбора".

Обществу нужен не просто грамотный исполнитель, но человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, могущий принимать верные решения, стремящийся к доброумному совершенствованию окружающего мира — от элементов человеческого быта и обыденного поведения до реальностей космического масштаба.

Это связано с изменением отношения государства ("заказчика" на ниве просвещения) к работнику — труженику нового типа. Чтобы быть на уровне современных требований, такой работник должен стать — не только исполнителем, "винтиком" в производстве, но и творческой инициативной личностью, способной к самообразованию и самовоспитанию, к духовному самосовершенствованию.

России нужен человек, одухотворенный идеалами добра и сознательно и активно не принимающий разрушительных идей и способный им противостоять. Становится очевидной необходимость возрождения добрых семейных, национальных, религиозно-этических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от почтения к родителям и кончая сознанием глубокой ответственности перед Родиной и органическим восприятием гуманистических обязанностей. Без этого невозможно гармоническое общественное развитие и ставится под угрозу самое существование современной цивилизации.

Спасение среды обитания и полноценная жизнедеятельность людей в современных условиях зависят от уровня духовно-практического отношения к природе массового человека, от осознания важности экологических проблем и поддержания культуры существующим на Земле большинством.

Насущной задачей времени становится утверждение в массовом сознании необходимости гармонии общественных и личных отношений в обыденных и экстремальных обстоятельствах, воспитание высокого патриотизма, уважительного отношения ко всем странам и народам, причастности к общечеловеческому делу в пределах страны и глобальных масштабах.

"Смешение" понятий грамотности и культуры, широко распространенное ныне в значительной части общества, привело к опасной путанице понятий образованности и культуры. Вследствие чего умение читать, например, представляется более важным, чем самое содержание читаемого. Таким образом, начетничество стало выглядеть более значительным, чем умение самостоятельно мыслить.

[52]

Низкий культурный уровень населения — едва ли не основная причина всех неудач и несчастий, обрушившихся на нашу страну за последние 70 лет: от экологических катастроф и национальных конфликтов до негативных явлений социального поведения.

Гуманитарная сторона образования, нравственность, воспитание духовности ныне мало влияют на характер школьного дела и его результаты.

До последнего времени не учитывалось важное обстоятельство: изменение роли гуманитарных дисциплин в научно-техническом прогрессе, жизни общества, а также в становлении личности. Значение гуманитарных дисциплин не ограничивается чисто духовной областью: они выступают как производительная сила, способная влиять на качество, уровень, интенсивность и быстроту научно-технического прогресса и в то же время координировать его с развитием человека и жизнью природы (экология). Это требует соответствующего изменения школьного образования, призванного обеспечить необходимый подъем гуманитарного мышления, нравственности, духовности, культуры в целом, создание соответствующего потенциала духовных ценностей, без которого дальнейшее развитие общества невозможно.

Гуманитарное образование становится определяющим направлением развития современной русской школы, что требует целостности в представлении учащегося о человеке и мире, известной полноты созидательных проявлений его личности.

[53]