Перейти к основному содержанию

1. Школа призвана заложить основы для развития научного, нравственного и духовного опыта учащихся. Основная задача воспитания "состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни..." 1.

Школьное обучение предназначено подготовить ученика к гуманной активной жизни в одной из современных сфер духовно-практической деятельности, образовать предпосылки нравственного и социально-коммуникативного уровня его поведения, создать базу для самостоятельного творческого подхода к решению практических задач и задач миропонимания для овладения элементами грамотного творческого приобщения к культуре, обеспечить необходимое развитие для раскрытия свойственных ему творческих способностей социального строительства, а также осуществления его культурных и духовных запросов.

_____________

1. Ильин И. А. Путь к очевидности. "Республика". М. 1993. С. 207.

[53]

Необходимую полноту и цельность представлений о человеке и мире, о способах освоения действительности, о разных видах миросознания и миропонимания: рациональном, чувственно-образном и (в известной степени) религиозном предназначен обеспечить круг обязательных школьных предметов. Все это невозможно без учета генезиса исторически выработанных взглядов (историзм) и целостного осознания человека и мира. Такой подход необходим, ибо "рост науки неизбежно вызывает в свою очередь необычайное расширение границ человеческого духа; религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, все дальше и дальше расширяют глубокие тайники человеческого сознания... Современное научное мировоззрение — не есть maximum раскрытия истины данной эпохи" 1. Новый этап осознания мира не отрицает предшествующих, но в известном смысле является их итогом и продолжением.

Школа должна способствовать формированию определенных качеств личности, человека высоконравственного, духовно богатого, образованного, имеющего представление о самых основных явлениях культуры, способного придерживаться гуманистических принципов, обладающего сознанием гражданского долга, способного к самообразованию, самосовершенствованию и творчеству, физически здорового.

Образованность - заключается в объеме информации, позволяющем правильно мыслить в пределах современной системы представлений, рассуждать, обладая неизменным стремлением ко благу, и способность по преимуществу предусматривать последствия своих действий, а также — в наличии знаний, которые складываются в цельную и корректную картину окружающего мира. Уровень образованности может быть различным.

Нравственность определяется действенным стремлением добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями, т. е. вести себя, относясь к людям и трудящемуся обществу со вниманием, пони-манием и сочувствием, принимая участие в общеполезном труде — или готовя себя к нему, нести отечеству — дань ответственной любви. ("Школа хороша только тогда, когда сознала те основные законы, которыми живет народ". Л. Толстой).

Духовность - предполагает способность к самоценному, бескорыстному стремлению к Высшим началам, к абсолютной истине, добру, красоте, постоянное осуществление такого стремления в практической жизни, наконец — осознание его как выражающего сущность человеческого в человеке.

Формирование личности — не является следствием лишь

______________

Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. 2-е изд. М. 1988. С. 72.

[54]

школьного обучения и воспитания, но зависит от генетических предпосылок и воздействий дошкольного времени, воспитания в семье, "давления" окружающих, произвольных и непроизвольных влияний средств массовой информации, а также самовоспитания, стимулируемого появлением у человека определенного плана будущего, известного жизненного идеала, чему школа должна всемерно способствовать.

2. Школа — центр формирования национального самосознания ориентируется на "преимущественное, усиленное изучение родины" (К. Д. Ушинский). Идея национального образования заключается в том, что органическим, естественным является воспитание на традициях национальных, гуманистических, далее же круг идей, воспринятых на национальной почве, расширяется до мировых, общечеловеческих представлений; при этом национальные начала сохраняются.

Непременным основанием современной школы является утверждение в сознании учащихся коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью России, своего народа, организация воспитания и обучения на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия ими гражданских и высоких патриотических идей, а также гуманистического сознания и долга по отношению к другим народам и человечеству (родиноведение, история мировой культуры).

Образование в российских школах опирается на глубинные духовные основы русского национального самосознания. Это:

—           идея единения и согласия, "чинности", слаженности, гармонии народного бытия ("лад", "мир"), основанного на духовных и общинных началах;

—           идея Великой русской земли (великой России);

—           ощущение исторического долга и преемственности поколений: служение отеческой вере, государству (державе), народу;

—           идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов;

—           идея духовного служения и природного стремления к истине ("правде-матушке");

—           идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, жертвенности, служения Высшим ценностям;

—           идея святости и почитания подвижников русской земли и жизнетворчества ее народов;

—           всечеловечность (антишовинизм, всемирная отзывчивость).

Вместе с тем формирование личности должно быть основано на высоком чувстве национального достоинства, на необходимость воспитания которого указал И. А. Ильин: "Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время

[55]

сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы... Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время должен указать ему все источники национальной силы и славы... Становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание..." 1.

3. Характер основных учебно-воспитательных задач и связанных с ними учебно-познавательных и дидактико-воспитательных методов обучения должны основываться на опыте всей истории человеческой культуры и просвещения и исходить из соответствующей педагогической системы, отвечающей целям воспитания и обучения в современном обществе.

Подход к школьному образованию меняется: любой школьный предмет становится не целью обучения, а средством воспитания сколько возможно гармонической личности; при этом должно осознаваться его место, роль и значение среди других предметов, в целостной картине мира, а также для жизнедеятельности человека.

Цель школы — обеспечить овладение учащимися минимальным запасом необходимых каждому представлений, знаний, навыков, умений и одновременно — воспитание качеств личности, обеспечивающих ей полноценную духовно-практическую жизнедеятельность в современных условиях. Исключается то, что не используется подавляющим большинством населения во взрослой жизни и спустя несколько лет практически забывается. Для формирования основ культуры учитывается при этом необходимость создания известного фонда "избыточной" информации, выходящей за пределы элементарной грамотности.

Обучение подлинному мышлению невозможно без эмоций. "Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то чудных, каких-то неуловимых обширных фантазий. Говорят одним разумом можно все постигнуть. Не верьте, не верьте! Те, которые говорят так, не знают, что такое разум..." — писал выдающийся мыслитель и ученый В. И. Вернадский 2.

Важнейшим дидактическим принципом современного обучения — является формирование интереса к предмету, жажда знания, основанные на глубоком толковании значения науки, на освеще-

____________

1. Ильин И. А. Путь к очевидности. М. 1993. С. 234, 240.

2. Вернадский В. И. Страницы автобиографии. М. 1981. С. 93.

[56]

нии предмета в соответствии с современными представлениями, на умении мыслить "на языке" предмета и подходить к нему "непосредственным жизненным путем" (Л. Толстой), а также

—           преподавание на основе творческого отношения к обучению, опирающегося на педагогику наставничества, на тот образ преподавания, "которым довольны ученики" и характерной приметой которого было, есть и будет закономерность: "чем труднее учителю, тем легче ученику"1.

Обучение в школе опирается на сознательное овладение современными представлениями, основами наук, искусства, а также

—           на известное приобщение к религиозному опыту, необходимому для цельного представления о мире и для предпосылок воспитания гармонического человека.

Базисом педагогической системы современной русской школы становятся эстетическое воспитание и художественное образование, опирающиеся на систему общеобразовательных дисциплин эмоционально-образного ряда, на культуру, воспринимаемую через литературу, изобразительное искусство и музыку.

Обязательным основанием оздоровления школы является восстановление исторической экологии, т. е. утверждение в сознании учащихся исторических корней, связей с предшествующей жизнью своего народа, своего Отечества и человечества (родиноведение, история мировой культуры).

Итак, воспитание в школе основывается на духовных национальных началах и призвано способствовать формированию у школьников совести, отзывчивости, доброты, социальной коммуникабельности, чувства долга, гражданской ответственности, патриотизма и сознания сопричастности общечеловеческим задачам, бережного отношения к культурным ценностям и стремления к развитию духовного и интеллектуального потенциала.

[57]