6 января 1959 года.

6 января 1959 года.

В один из дней нашего пребывания в Москве мы собрались всей экскурсией в Троице-Сергиеву Лавру. С Ярославского, кажется, вокзала мы направились. Расстояние было вёрст 70, но мы сошли с поезда, не доезжая Лавры, и зашли в Хотьковский монастырь, верстах в 10 от Лавры, и, побыв там, шли по прекрасной местности пешком. Ночевали в Московской Духовной Академии*. Наутро были на приёме у ректора Академии, епископа Арсения. Осматривали достопримечательности Лавры, её знаменитый по архитектуре собор, в котором покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского*. Вспомнилось и прошлое Лавры, когда она своими стенами отстаивала целостность и судьбу Земли Русской от нашествия иноплеменников. См. картину художника В.П.Верещагина «Осада Троице-Сергиевой Лавры поляками»*. Небольшой городок в холмистой местности расположенный, так и кажется, что эта местность изображена на картинах художника М.В.Нестерова «Святая Русь» и «Св. Сергий Радонежский»*.

К вечеру мы вернулись в Москву. Утром следующего дня были у литургии в Успенском соборе, пел знаменитый Синодальный Хор. Днём осматривали достопримечательности Москвы. Осмотрели златоглавый храм Христа Спасителя, построенный как памятник Великой Отечественной войны 1812 года. Величественный храм как снаружи, так и внутри.

Его вариант архитектора Витберга*, что обстоятельно изложен А.Ц.Герценом в «Былое и Думы», и который Витберг хотел осуществить построением на Воробьёвых горах, был настолько грандиозен и философски обоснован в своих деталях, что трудно было надеяться в то время его осуществить. Пришлось построить здание сравнительно меньшее, но тоже величавое. Внутри на стенах и пилонах храма были запечатлены, как память, имена героев, павших в Бородинском сражении и в других боях Отечественной войны. Но к великому сожалению этого великого памятника нет. Место, где находился и высился этот красавец-храм, окружено каким-то грязным забором, а за забором лежит какое-то засорённое озеро*. Sic transit gloria mundi.

Вероятно мы этот же день мы посетили палаты бояр Романовых*, родоначальников царской династии Романовых. Тесненькие, маленькие, узенькие комнатки этого помещения никак не оправдывали громкое наименование «палат».

Были мы и в Петровско-Разумовской академии*, осмотрели её многообразное хозяйство. Навестили мы здесь и нашего бывшего ректора самарской семинарии, протоиерея Н.И.Боголюбского, который преподавал в академии богословие и жил при академии.