Перейти к основному содержанию

Претерпев судьбы удары, окрепла Русь, так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат  –

Из поэмы (песнь 1) «Полтава» (1828) А. С. Пушкина (1799—1837):

Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судьбы удары,

Окрепла Русь.

Так тяжкий млат,

Дробя Стекло, кует булат.

 «Млат» — молот.

Иносказательно: о суровых обстоятельствах, в которых формируется характер человека, его лучшие качества.

Источник – http://www.bibliotekar.ru/encSlov/18/11.htm

… ректором Самарской Духовной семинарии был протоиерей Боголюбский Николай Иванович –

Боголюбский Николай Иванович (1856, Самара - 1.10.1926, Москва), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества. Родился в семье протоиерея. Учился в Самарской Духовной семинарии, затем в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1880 г. со степенью кандидата богословия. В 1880-1883 гг. преподавал греческий язык в Подольской Духовной семинарии. В 1883 г. рукоположен во иерея, служил в тюремной церкви Самары, одновременно преподавал греческий язык в Самарской Духовной семинарии и Закон Божий в женской гимназии. 5 июня 1884 г. назначен настоятелем Казанского собора Самары. В 1885 г. защитил в Московской Духовной Академии магистерскую диссертацию «Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством». В 1887 г. был утвержден магистром богословия. В 1892 г. возведен в сан протоиерея.

В 1897-1902 гг. Боголюбский Н.И.  являлся ректором Самарской Духовной семинарии и главным редактором «Самарских епархиальных ведомостей», в которых регулярно публиковал проповеди и статьи. В 1902 г. участвовал в публичных общеобразовательных чтениях для рабочих в Московском историческом музее. В 1902-1909 гг. состоял профессором богословия в Московском сельскохозяйственном институте.

Источник – http://www.pravenc.ru/text/149503.html

 

… На его место ректором семинарии был назначен инспектор С-Петербургской Духовной семинарии, архимандрит Вениамин –

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (в миру Василий), родился в 1873 году на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских. В 1897 г. окончил академию со степенью канд. Богословия.

18 февр. 1902 г. возведен в сан архимандрита, 2 апр. того же года назначен ректором Самарской Духовной семинарии. Свои взгляды на подготовку семинаристов к практической деятельности в приходах Вениамин сформулировал так: «Мне кажется необходимым, чтобы будущие пастыри, изучая в теории все, относящееся к их служению, видели бы применение теории в жизни здесь же, при школе»  (Самарские ЕВ. 1902, № 10. С. 498). В семинарии во время ректорства Вениамина стала совершаться ежедневная служба, раз в году служилась литургия на греческом языке. В образцовой школе при семинарии возобновились вечерние воскресные чтения и вне богослужебные беседы для народа. Их программа была значительно расширена, проводились миссионерские беседы с «духовными христианами», миссионерские экскурсии в ближайшие села. По постановке «практического ознакомления воспитанников с миссионерскою полемикою» Самарская семинария была упомянута в отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1903/4 г. как одна из лучших в России. Летом 1903 и 1904 гг. ректор организовал и возглавил поездку семинаристов по стране (дневники этих поездок печатались в Самарских ЕВ). В продолжение всего времени пребывания Вениамина в Самаре он пользовался большой любовью семинаристов.

12 окт. 1905 г. Вениамин был переведен ректором в С-Петербургскую Духовную семинарию.

Вениамин был награжден орденами св. Анны 2-й (1904) и 1-й (1914) степени, св. Владимира 4-й (1907) и 3-й (1911) степени.

9 мая 1922 г. был арестован Патриарх Тихон. Своим распоряжением от 12 мая святитель назначил Вениамина вторым кандидатом на временное возглавление Русской Церкви. 18 мая Вениамин был допрошен в Петрогубревтрибунале, после чего власти приняли решение привлечь его к следствию по обвинению в выпуске и распространении ответа Петроградскому Помголу как агитационного средства для противодействия изъятию церковных ценностей. 1 июня Вениамин был арестован, на следующий день заключен в тюрьму.

 10 июня начался судебный процесс, по которому было привлечено более 80 чел. 4 июля подсудимым было предоставлено последнее слово. Вениамин свое выступление в основном посвятил защите других подсудимых. 5 июля был объявлен приговор. Вениамин и 10 других обвиняемых были приговорены Петроградским губернским революционным трибуналом к расстрелу. Точное место расстрела и погребения Вениамина неизвестны.

Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 окт. 1990 г. приговор Петроградского ревтрибунала от 5 июля 1922 г. и определение кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922 г. были отменены и уголовное дело производством прекращено за отсутствием в действии обвиняемых состава преступления. Вениамин был канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта – 5 апр.1992 г. На Никольском кладбище в Александро-Невской лавре священномученику Вениамину установлен кенотаф.

Источники – https://ru.wikipedia.org/wiki/ Вениамин_(Казанский)

http://www.pravenc.ru/text/150263.html

http://days.pravoslavie.ru/Life/life356.htm

Вернуться к тексту книги