Перейти к основному содержанию

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Систематический курс истории начинается в V классе средней школы с истории первобытного общества.

В первобытном обществе основой производственных отношений являлась общественная собственность на средства производства. Низкий уровень производительных сил вынуждал людей работать и жить сообща, а общий труд порождал общую собственность на средства и продукты труда. Тогда еще не было понятия о частной собственности, не было эксплуатации, не было классов.

На протяжении сотен тысяч лет существования первобытного общества прогрессивно изменялись его производительные силы — от грубо оббитых каменных орудий до изготовления орудий из железа, от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Вместе с развитием производительных сил первобытного общества менялись и формы общественной жизни людей.

Советская историческая наука делит первобытную историю на следующие эпохи: 1) эпоха первобытного стада или первобытной орды; 2) эпоха родового строя, которая в свою очередь делится на два периода: период материнского родового строя и период отцовского родового строя. С разложением отцовского рода эпоха первобытнообщинного строя заканчивается.

Изучение в школе жизни первобытных людей имеет большое воспитательное и образовательное значение. Перед учащимися раскрывается роль труда в развитии общества. «Они узнают, как в процессе труда возникла и развивалась речь людей, как первобытными людьми были сделаны многие важные открытия и изобретения» 1. С другой стороны, картины тяжелой, полной опасностей жизни первобытного человека помогут подвести учащихся к пониманию возникновения религии в первобытном обществе. Нужно также учесть, что усвоение этого раздела является основой для дальнейшего изучения истории.

Изучению раздела «Жизнь первобытных людей» отводится 4 часа. Можно распределить программный материал поурочно так, чтобы показать развитие первобытного общества отдельными картинами, по этапам развития. При таком распределении материал прочнее запечатлеется в памяти учащихся, у них образуются четкие представления о развитии первобытного общества и, кроме того, можно будет показать на конкретном материале, как развитие орудий труда влияло на образ жизни и организацию коллектива.

Учитывая это, можно материал распределить так. Содержание 1-го урока — жизнь древнейшего человека, вооруженного дубиной и ручным рубилом бродячего собирателя и охотника, зависевшего от случайной добычи. Коллектив — небольшая, непостоянная человеческая группа, первобытное человеческое стадо.

На 2-м уроке нужно показать следующую, более высокую ступень развития первобытного человека. Он овладел огнем. Он научился изготовлять более совершенные и разнообразные орудия, охота на крупных животных и рыболовство уже более обеспечивает его средствами существования, он не только стал хозяином пещер, но строит жилища на открытых площадках, под защитой скал. Завершается, наконец, процесс биологического развития первобытного человека. Вместе с этим возникает уже связная речь и новая, более прочная организация общества, расцвет которой относится к следующей эпохе — родовая община.

3-й урок — образование и расцвет родовой общины. Этот этап совпадает с образованием и расцветом материнского рода. При изложении нужно показать важную, часто ведущую роль женщины в хозяйстве, но введение понятия «материнский род» мы считаем нецелесообразным: сущность этого понятия для учащихся V класса недоступна, и поэтому термин излишен. Что касается отцовского рода, то включение его не предусмотрено программой. На этом же уроке нужно объяснить возникновение религии.

На 4-м уроке рассказывается о начале земледелия и скотоводства.

Предложенное здесь поурочное распределение материала, а также планы отдельных уроков в общем соответствуют распределению материала в учебнике Ф. П. Коровкина.

Для повторения раздела «Жизнь первобытных людей» дан специальный повторительно-обобщающий урок.

Примечания

1. Программа средней школы на 1956—1957 гг. История Древнего мира, пояснительная записка, стр. 11.

 

ЛИТЕРАТУРА

Ф. Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М„ 1953.

А. С. А м а л ь р и к и A. Л. М о н г а й т. Что такое археология, Учпедгиз, М„ 1957.

П. И. Б о р и с к о в с к и й. Древнейшее прошлое человечества. М., 1957.

Всемирная история, т. 1.

B. Н. Дьяков и С. И. Ковалев. Очерки истории Древнего мира. М., 1956.

М. О. Косвен. Очерки истории первобытной культуры, М., 1957.

Д. Н. Никифоров. Альбом по древней истории, Учпедгиз, М„ 1948.

Д. Н. Никифоров. Наглядность в преподавании истории в 5—7-х классах, Учпедгиз, 1955.

А. Н. Хмелев. Уроки истории в V классе, Учпедгиз, М., 1953.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

C. В. Покровский. Охотники за мамонтами, Детгиз, 1956.

Ж. Рони (старший). Борьба за огонь, Учпедгиз, 1956.

Д'Э р в и л ь и. Приключения доисторического мальчика (ряд изданий).