Перейти к основному содержанию

Платон Афинский (428/427-348/347 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель европейского идеализма, идеолог рабовладельческого государства периода крушения классического полиса, доведший объективный идеализм до реставрационной социально-политической утопии. Родился в Афинах, в семье, имевшей высокое аристократическое происхождение. Одним из ранних его учителей называют Кратила. Около 407 г. до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в Мегару, вероятно, ввиду неблагоприятной для него политической обстановки в Афинах. Имеются полулегендарные сведения о посещении им Кирены и Египта, где он якобы и набрался математической и астрономической мудрости. О путешествиях Платона в источниках существует большая путаница. Исторически доказанным можно считать его путешествие в 389 г. до н. э. в Южную Италию и Сицилию. Здесь он, несомненно, имел научное, философское и религиозное общение с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу — Академию платоновскую. В 367 и 361гг. до н. э. совершил еще два путешествия в Сицилию. Остальную часть жизни философ провел в Афинах: много писал, читал лекции, имел достаточно как друзей и учеников, так и врагов. Первая обширная биография Платона, дошедшая до нас из античности, принадлежит Диогену Лаэртскому.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 322.

Платон. Государство. Книга VIII (Фрагменты).

...Противоречия в чувственных восприятиях ведут к мышлению: если, например, смотреть на три пальца, то зрения достаточно, чтобы установить, что это пальцы, но в определении их качеств получаются противоречия. второй кажется большим по сравнению с первым и маленьким по сравнению с третьим и т п. В таких случаях душа обращается за разрешением противоречия к мышлению...

Платон. Протагор

Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании. Он не может ничего сказать или сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо, что это похвально, а то постыдно, что это свято, а то нечестиво, что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево.