Джон Беллерс (1654—1725) — английский экономист и социальный реформатор. Он упорно отстаивал мысль о зависимости благосостояния страны от степени вовлечения всех в труд и разработал проект преобразования общества путем трудового воспитания всего народа. Для этого он предлагал организовать трудовые колледжи, в которых живут и работают богатые и бедные, дети, подростки и юноши воспитываются в духе трудолюбия. Им был провозглашен лозунг: «Нетрудящийся да не ест!» Обучение молодежи различным видам сельскохозяйственного и промышленного груда должно способствовать устранению нищеты широких народных масс. Подобно многим утопистам, Беллерс надеялся, что средства на организацию трудовых колледжей добровольно дадут богачи.
Беллерса высоко ценил Карл Маркс, который в «Капитале» писал, что этот «истинный феномен в истории политической экономии, уже в конце XVII века с полной ясностью понимал необходимость уничтожения нынешней системы воспитания и разделения труда, порождающих гипертрофию и атрофию на обоих полюсах общества, хотя и в противоположном направлении» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 499, прим.).
Ниже приводятся отрывки из сочинения Беллерса «Предложения об учреждении трудового колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства с выгодой для богатых, изобильной жизнью для бедных и хорошим воспитанием для юношества, что будет выгодным для правительства, благодаря увеличению народонаселения и его богатств» (1696).
Биографическая справка цитируется по изд.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981, с. 195.
Беллерс Джон. Предложения об учреждении трудового колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства
В интересах богатых заботиться о бедных и об их воспитании и образовании. Этим они позаботятся и о собственных наследниках, ибо и королевство и народы подвержены революциям и переменам, а тем более (и нет ничего обычнее этого) это может случиться с частными семьями. И кто знает, как скоро выпадет жребий ему самому или его потомкам стать бедными. Существует ли теперь такой бедняк, у которого кто-либо из его предков не был богачом? Или такой богач, у которого кто-либо из его предков не был бедняком?